Указатели и динамическая память |
[Развернуть на весь экран] [Показать список тем и заданий] |
Все переменные, объявленные в программе, размещаются
в одной непрерывной области оперативной памяти, которая называется сегментом
данных. Длина сегмента данных определяется архитектурой микропроцессоров
80х86 и составляет 65536 байт, что может вызвать известные затруднения
при обработке больших массивов данных. С другой стороны, объем памяти ПК
(обычно не менее 640 Кбайт) достаточен для успешного решения задач с большой
размерностью данных. Выходом из положения может служить использование так
называемой динамической памяти.
Динамическая память -- это оперативная память
ПК, предоставляемая программе при ее работе, за вычетом сегмента данных
(64 Кбайт), стека (обычно 16 Кбайт) и собственно тела программы. Размер
динамической памяти можно варьировать в широких пределах. По умолчанию
этот размер определяется всей доступной памятью ПК и, как правило, составляет
не менее 200...300 Кбайт.
Динамическая память -- это фактически единственная
возможность обработки массивов данных большой размерности. Многие практические
задачи трудно или невозможно решить без использования динамической памяти.
Такая необходимость возникает, например, при разработке систем автоматизированного
проектирования (САПР): размерность математических моделей, используемых
в САПР, может значительно отличаться в разных проектах; статическое (т.е.
на этапе разработки САПР) распределение памяти в этом случае, как правило,
невозможно. Наконец, динамическая память широко используется для временного
запоминания яных при работе с графическими и звуковыми средствами ПК. Динамическое
размещение данных означает использование динамической памяти непосредственно
при работе программы. В отличие от этого статическое размещение осуществляется
компилятором Турбо Паскаля в процессе компиляции программы. При динамическом
размещении заранее не известны ни тип, ни количество размещаемых данных,
к ним нельзя обращаться по именам, как к статическим переменным.
Оперативная память ПК представляет собой совокупность
элементарных ячеек для хранения информации -- байтов, каждый из которых
имеет собственный номер. Эти номера называются адресами, они позволяют
обращаться к любому байту памяти.
Турбо Паскаль предоставляет в распоряжение программиста
гибкое средство управления динамической памятью -- так называемые указатели.Указатель
--
это переменная, которая в качестве своего значения содержит адрес байта
памяти.
В ПК адреса задаются совокупностью двух шестнадцатиразрядных
слов, которые называются сегментом и смещением. Сегмент -- это участок
памяти, имеющий длину 65536 байт (64 Кбайт) и начинающийся с физического
адреса, кратного 16 (т.е. 0, 16, 32, 48 и т.д.). Смещение указывает, сколько
байт от начала сегмента необходимо пропустить, чтобы обратиться к нужному
адресу.
Адресное пространство ПК составляет 1 Мбайт (речь
идет о так называемой стандартной памяти ПК; на современных компьютерах
с процессорами 80386 и выше адресное пространство составляет 4 Гбайт, однако
в Турбо Паскале нет средств, поддерживающих работу с дополнительной памятью;
при использовании среды Borland Pascal with Objects 7.0 такая возможность
имеется). Для адресации в пределах 1 Мбайта нужно 20 двоичных разрядов,
которые получаются из двух шестнадцатиразрядных слов (сегмента и смещения)
следующим образом: содержимое сегмента смещается влево на 4 разряда, освободившиеся
правые разряды заполняются нулями, результат складывается с содержимым
смещения.
Схема формирования адреса в ПК
Фрагмент памяти в 16 байт называется параграфом,
поэтому можно сказать, что сегмент адресует память с точностью до параграфа,
а смещение -- с точностью до байта. Каждому сегменту соответствует непрерывная
и отдельно адресуемая область памяти. Сегменты могут следовать в памяти
один за другим без промежутков или с некоторым интервалом, или, наконец,
перекрывать друг друга.
Таким образом, по своей внутренней структуре любой
указатель представляет собой совокупность двух слов (данных типа WORD),
трактуемых как сегмент и смещение. С помощью указателей можно размещать
в динамической памяти любой из известных в Турбо Паскале типов данных.
Лишь некоторые из них (BYTE, CHAR, SHORTINT, BOOLEAN) занимают во
внутреннем представлении один байт, остальные -- несколько смежных. Поэтому
на самом деле указатель адресует лишь первый байт данных.
Как правило, в Турбо Паскале указатель связывается с некоторым типом данных. Такие указатели будем называть типизированными. Для объявления типизированного указателя используется значок А, который помещается перед соответствующим типом, например:
Обратите внимание: при объявлении типа PerconPointer мы сослались на PerconRecord, который предварительно в программе объявлен не был. Как уже отмечалось, в Турбо Паскале последовательно проводится в жизнь принцип, в соответствии с которым перед использованием какого-либо идентификатора он должен быть описан. Исключение сделано только для указателей, которые могут ссылаться на еще не объявленный тип данных. Это исключение сделано не случайно. Динамическая память дает возможность реализовать широко используемую в некоторых программах организацию данных в виде списков. Каждый элемент списка имеет в своем составе указатель на соседний элемент, что обеспечивает можность просмотра и коррекции списка. Если бы в Турбо Паскале не было этого исключения, реализация списков была бы значительно затруднена.var p1: ^integer; р2: ^real; type PerconPointer = ^PerconRecord; PerconRecord = record Name: string; Job: string; Next: PerconPointer end;
Списочная структура данных
В Турбо Паскале можно объявлять указатель и не связывать его при этом с каким-либо конкретным типом данных. Для этого служит стандартный тип POINTER, например:
Указатели такого рода будем называть нетипизированными. Поскольку нетипизированные указатели не связаны с конкретным типом, с их помощью удобно динамически размещать данные, структура и тип которых меняются в ходе работы программы.var р: pointer;
то присвяиваниеvar p1,p2: ^integer; р3: ^real; рр: pointer;
вполне допустимо, в то время какр1 := р2;
запрещено, поскольку Р1 и Р3 указывают на разные типы данных. Это ограничение, однако, не распространяется на нетипизированные указатели, поэтому мы могли бы записатьр1 := р3;
и тем самым достичь нужного результата.pp := р3;
р1 := рр;
ВЫДЕЛЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Вся динамическая память в Турбо Паскале рассматривается
как сплошной массив байтов, который называется кучей. Физически куча располагается
в старших адресах сразу за областью памяти, которую занимает
тело программы.
Начало кучи хранится в стандартной переменной HEAPORG,
конец - в переменной HEAPEND. Текущую границу незанятой динамической
памяти указывает указатель HEAPPTR.
Расположение кучи в памяти ПК
Память под любую динамически размещаемую переменную выделяется процедурой NEW. Параметром обращения к этой процедуре является типизированный указатель. В результате обращения указатель приобретает значение, соответствующее динамическому адресу, начиная с которого можно разместить данные, например:
После выполнения этого фрагмента указатель i приобретет значение, которое перед этим имел указатель кучи HEAPPTR, а сам HEAPPTR увеличит свое значение на 2, так как длина внутреннего представления типа INTEGER, с которым связан указатель i, составляет 2 байта (на самом деле это не совсем так: память под любую переменную выделяется порциями, кратными 8 байтам). Операторvar i, j: ^integer; r: ^real; begin New(i); . . . . . end.
вызовет еще раз смещение указателя HEAPPTR, но теперь уже на 6 байт, потому что такова длина внутреннего представления типа REAL. Аналогичным образом выделяется память и для переменной любого другого типа. После того как указатель приобрел некоторое значение, т.е. стал указывать на конкретный физический байт памяти, по этому адресу можно разместить любое значение соответствующего типа. Для этого сразу за указателем без каких-либо пробелов ставится значок ^, например:new(r);
Таким образом, значение, на которое указывает указатель, т.е. собственно данные, размещенные в куче, обозначаются значком ^, который ставится сразу за указателем. Если за указателем нет значка ^, то имеется виду адрес, по которому размещены данные. Имеет смысл еще раз задуматься над только что сказанным: значением любого указателя является адрес, а чтобы указать, что речь идет не об адресе, а о тех данных, которые размещены по этому адресу, за указателем ставится ^. Если Вы четко уясните себе это, у Вас не будет проблем при работе с динамической памятью.i^ := 2; {В область памяти i помещено значение 2} r^ := 2*pi; {В область памяти r помещено значение 6.28}
Разумеется, совершенно недопустим операторr^ := sqr(r^) + i^ - 17;
так как указателю R нельзя присвоить значение вещественного выражения. Точно так же недопустим операторr := sqr(r^) + i^ - 17;
поскольку значением указателя R является адрес, и его (в отличие от того значения, которое размещено по этому адресу) нельзя возводить в квадрат. Ошибочным будет и такое присваивание:r^ := sqr(r);
так как вещественным данным, на которые указывает R, нельзя присвоить значение указателя (адрес).r^ := i;
вернут в кучу 8 байт, которые ранее были выделены указателям I и R.dispose(r); dispose(i);
Никакие другие операции сравнения над указателями не разрешены. Приведенный выше фрагмент иллюстрирует предпочтительный способ объявления указателя в виде типизированной константы с одновременным присвоением ему значения NIL. Следует учесть, что начальное значение указателя (при его объявлении в разделе переменных) может быть произвольным. Использование указателей, которым не присвоено значение процедурой NEW или другим способом, не контролируется системой и может привести к непредсказуемым результатам. Чередование обращений к процедурам NEW и DISPOSE обычно приводит к ╚ячеистой╩ структуре памяти. Дело в том, что все операции с ней выполняются под управлением особой подпрограммы, которая называется администратором кучи. Она автоматически пристыковывается к нашей программе компоновщиком Турбо Паскаля и ведет учет всех сводных фрагментов в куче. При очередном обращении к процедуре NEW эта подпрограмма отыскивает наименьший свободный фрагмент, в котором еще может разместиться требуемая переменная. Адрес начала найденного фрагмента возвращается в указателе, а сам фрагмент или его часть нужной длины помечается как занятая часть кучи.const р: ^real = NIL; begin . . . . . if р = NIL then new(p); . . . . . dispose(p); p := NIL; . . . . . end.
В этом примере процедурой MARK(P) в указатель Р было помещено тукущее значение HEAPPTR, однако память под переменную не резервировалась. Обращение RELEASE(P) освободило динамическую память от помеченного места до конца кучи. Пирведенный ниже рисунок иллюстрирует механизм работы процедур NEW-DISPOSE и NEW-MARK-RELEASE для рассмотренного примера и для случая, когда вмемто оператора RELEASE(P) используется, например, DISPOSE(P3).var p,p1,p2,р3,р4,р5: ^integer; begin new(p1); new(p2); mark(p); new(p3); new(p4); new(p5); . . . . . release(p); end.
а)
б)
в)
Состояние динамической памяти:
а) перед освобождением; б) после Dispose(p3); в) после
Release(p)
Следует учесть, что вызов RELEASE уничтожает
список свободных фрагментов в куче, созданных до этого процедурой DISPOSE,
поэтому совместное использование обоих механизмов освобождения памяти в
рамках одной программы не рекомендуется.
Как уже отмечалось, параметром процедуры NEW
может быть только типизированный указатель. Для работы с нетипизированными
указателями используются процедуры:
GETMEM (P, SIZE) - резервирование памяти;Здесь
FREEMEM(P, SIZE) - освобождение памяти.
Р -- нетипизированный указатель;За одно обращение к куче процедурой GETMEM можно зарезервировать до 65521 байта динамической памяти.
SIZE -- размер в байтах требуемой или освобождаемой части кучи.
Что будет выведено на экран дисплея? Чтобы ответить на этот вопрос, Проследим за значениями указателя HEAPPTR. Перед исполнением программы этот указатель имел значение адреса начала кучи HEAPORG, которое и было передано указателю I, а затем и J. После выполнения DISPOSE(I) указатель кучи вновь приобрел значение HEAPORG, этот адрес передан указателю R в процедуре NEW(R). После того как по адресуR разместилось вещественное число pi =3.14159, первые 2 байта кучи оказались заняты под часть внутреннего представления этого числа. В то же время J все еще сохраняет адрес HEAPORG, поэтому оператор WRITELN(J^) будет рассматривать 2 байта числа pi как внутреннее представление целого числа (ведь J -- это указатель на тип INTEGER) и выведет 8578.var i,j: ^integer; r: ^real; begin new(i); {i := HeapOrg; HeapPtr := HeapOrg + 2} j := i; {j := HeapOrg} j^ := 2; dispose(i); {HeapPtr := HeapOrg} new(r); {r := HeapOrg; HeapPtr := HeapOrg + 2} r^ := pi; Writeln(j^) { ?? } end.
Подведем некоторые итоги. Итак, динамическая память
составляет 200...300 Кбайт или больше, ее начало хранится в переменной
HEAPORG,
a конец соответствует адресу переменной HEAPEND. Текущий адрес свободного
участка динамической памяти хранится в указателе
HEAPPTR.
Посмотрим, как можно использовать динамическую память
для размещения крупных массивов данных. Пусть, например, требуется обеспечить
доступ к элементам прямоугольной матрицы 100х200 типа EXTENDED.
Для размщеения такого массива требуется память 200000 байт (100*200*10).
Казалось бы, эту проблему можно решить следующим
образом:
Теперь к любому элементу вновь созданного динамического массива можно обратиться по адресу, например:var i,j: integer; PtrArr: array [1..100, 1..200] of ^real; begin for i := 1 to 100 do for j := 1 to 200 do new (PtrArr[i,j]); . . . . . end.
Вспомним, однако, что длина внутреннего представления указателя составляет 4 байта, поэтому для размещения массива PTRARR потребуется 100*200*4 = 80000 байт, что превышает размер сегмента данных (65536 байт), доступный, как уже отмечалось, программе для статического размещения данных.PtrArr[1,1]^ := 0; if PtrArr[i,j*2]^ > 1 then . . . . .
SEG(X) -- возвращает сегментную часть адреса;Аргументом Х при обращении к этим функциям может служить любая переменная, в том числе и та, на которую указывает указатель. Например, если имеем
OFS(X) -- возвращает смещение.
то функция SEG(P) вернет сегментную часть адреса, по которому располагается 4-байтный указатель Р, в то время как SEG(P^) -- сегмент 6-байтного участка кучи, в котором хранится число 3.14.var р: ^real; begin . . . . . new(p); p^ := 3.14; . . . . . end.
PTR(SEG,OFS: WORD): POINTERможно создать значение указателя, совместимое с указателями любого типа. Таким образом возможна такая последовательность действий. Вначале процедурой GETMEM из кучи забираются несколько фрагментов подходящей длины (напомню, что за одно обращение к процедуре можно зарезервировать не более 65521 байт динамической памяти). Для рас сматриваемого примера удобно резервировать фрагменты такой длины чтобы в них могли, например, разместиться строки прямоугольной матрицы, т.е. 200 * 10 = 2000 байт. Начало каждого фрагмента, т.е. фактически начало размещения в памяти каждой строки, запоминается в массиве PTRSTR, состоящем из 100 указателей. Теперь для доступа к любому элементу строки нужно вычислить смещение этого элемента от начала строки и сформировать соответствующий указатель:
Поскольку оператор вычисления адреса PR := PTR... будет, судя по всему, использоваться в программе неоднократно, полезно ввести вспомогательную функцию GETR, возвращающую значение элемента матрицы, и процедуру PUTR, устанавливающую новое значение элемента. Каждая из них, в свою очередь, обращается к функции ADDRR для вычисления адреса. Ниже приводится программа, создающая в памяти матрицу из NxM случайных чисел и вычисляющая их среднее значение.var i, j: integer; PtrStr: array [1..100] of pointer; pr: ^real; const SizeOfReal = 6; begin for i := 1 to 100 do GetMem(PtrStr[i],SizeOfReal*200); . . . . . {Обращение к элементу матрицы [i,j]} pr := ptr(seg(PtrStr[i]^), ofs(PtrStr[i]^)+(j-1)*SizeOfReal); if pr^ > 1 then . . . . . end.
В рассмотренном примере предполагается, что каждая строка размещается в куче, начиная с границы параграфа, и смещение для каждого указателя PTRSTR равно нулю. В действительности при последовательных обращениях к процедуре GETMEM начало очередного фрагмента следует сразу за концом предыдущего и может не попасть на границу сегмента. В результате, при размещении фрагментов максимальной длины (65521 байт) может возникнуть переполнение при вычислении смещения последнего байта.program Primer1; const SizeOfReal = 6; {Длина переменной типа REAL} N = 100; {Количество столбцов} М = 200; {Количество строк} var i, j: integer; PtrStr: array [1..N] of pointer; s: real; type RealPoint = ^real; {-----------------} Function AddrR(i,j: word): RealPoint; {По сегменту i и смещению j выдает адрес вещественной переменной} begin AddrR := ptr(seg(PtrStr[i]^), ofs(PtrStr[i]^)+(j-1)*SizeOfReal) end; {AddrR} {-----------------} Function GetR(i,j: integer): real; {Выдает значение вещественной переменной по сегменту i и смещению j ее адреса} begin GetR := AddrR(i,j)^ end; {GetR} {-----------------} Procepure PutR(i,j: integer; x: real); {Помещает в переменную, адрес которой имеет сегмент i смещение j, вещественное значение x} begin AddrR(i,j)^ := x end; {PutR} {-----------------} begin {Main} for i := 1 to N do begin GetMem (PtrStr[i], M*SizeOfReal); for j := 1 to M do PutR(i, j, Random) end; s := 0; for i := 1 to N do for j := 1 to M do s := s + GetR(i,j); WriteLn(s / (N * M): 12:10) end. {Main}
ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ
ДЛЯ РАБОТЫ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАМЯТЬЮ
Ниже приводится описание как уже рассмотренных процедур и функций, так и некоторых других, которые могут оказаться полезными при обращении к динамической памяти.
Функция ADDR.Возвращает результат типа POINTER, в котором содержится адрес аргумента. Обращение:
ADDR ( Х )Здесь
Х -- любой объект программы (имя любой переменной, процедуры, функции).Возвращаемый адрес совместим с указателем любого типа. Отметим, что аналогичный результат возвращает операция @.
Функция CSEG.Возвращает значение, хранящееся в регистре CS микропроцессора (в начале работы программы в регистре CS содержится сегмент начала кода программы). Обращение:
CSEGРезультат возвращается в слове типа WORD.
Процедура DISPOSE.Возвращает в кучу фрагмент динамической памяти, который ранее был зарезервирован за типизированным указателем. Обращение:
DISPOSE(ТР)Здесь
ТР -- типизированный указатель.При повторном использовании процедуры применительно к уже освобожденному фрагменту возникает ошибка периода исполнения. При освобождении динамических объектов можно указывать вторым параметром обращения к DISPOSE имя деструктора.
Функция DSEG.Возвращает значение, хранящееся в регистре DS микропроцессора (в начале работы программы в регистре DS содержится сегмент начала данных программы). Обращение:
DSEGРезультат возвращается в слове типа WORD.
Процедура FREEMEM.Возвращает в кучу фрагмент динамической памяти, который ранее был зарезервирован за нетипизированным указателем. Обращение:
FREEMEM (Р, SIZE)Здесь
Р -- нетипизированный указатель;При повторном использовании процедуры применительно к уже освобожденному фрагменту возникает ошибка периода исполнения.
SIZE -- длина в байтах освобождаемого фрагмента.
Процедура GETMEM.Резервирует за нетипизированным указателем фрагмент динамической памяти требуемого размера. Обращение:
GETMEM (Р, SIZE)За одно обращение к процедуре можно зарезервировать не более 65521 байтов динамической памяти. Если нет свободной памяти требуемого размера, возникает ошибка периода исполнения. Если память не фрагментирована, последовательные обращения к процедуре будут резервировать последовательные участки памяти, так что начало следующего будет располагаться сразу за концом предыдущего.
Процедура MARK.Запоминает текущее значение указателя кучи HEAPPTR. Обращение:
MARK (PTR)Здесь
PTR -- указатель любого типа, в котором будет возвращено текущее значение HEAPPTR.Используется совместно с процедурой RELEASE для освобождения части кучи.
Функция MAXAVAIL.Возвращает размер в байтах наибольшего непрерывного участка кучи. Обращение:
MAXAVAILРезультат имеет тип LONGINT. За один вызов процедуры NEW или GETMEM нельзя зарезервировать памяти больше, чем значение, возвращаемое этой функцией.
Функция MEMAVAIL.Возвращает размер в байтах общего свободного пространства кучи. Обращение:
MEMAVAILРезультат имеет тип LONGINT.
Процедура NEW.Резервирует фрагмент кучи для размещения переменной. Обращение:
NEW (ТР)Здесь
ТР -- типизированный указатель.За одно обращение к процедуре можно зарезервировать не более 65521 байта динамической памяти. Если нет свободной памяти требуемого размера, возникает ошибка периода исполнения. Если память не фрагментирована, последовательные обращения к процедуре будут резервировать последовательные участки памяти, так что начало следующего будет располагаться сразу за концом предыдущего.
При размещении в динамической памяти объекта разрешается в качестве второго параметра обращения к NEW указывать имя конструктора.type PInt: ^integer; var p: PInt; begin p := New(PInt); . . . . . end.
Функдия OFS.Возвращает значение типа WORD, содержащее смещение адреса указанного объекта. Вызов:
OFS (Х)Здесь
Х -- выражение любого типа или имя процедуры.Возвращает значение типа POINTER по заданному сегменту SEG и смещению OFS. Вызов:
PTR (SEG, OFS)Здесь
SEG -- выражение типа WORD, содержащее сегмент;Значение, возвращаемое функцией, совместимо с указателем любого типа.
OFS -- выражение типа WORD, содержащее смещение.
Процедура RELEASE.Освобождает участок кучи. Обращение:
RELEASE (PTR)Здесь
PTR -- указатель любого типа, в котором предварительно было сохранено процедурой MARK значение указателя кучи.Освобождается участок кучи от адреса, хранящегося в PTR, до конца кучи. Одновременно уничтожается список всех свободных фрагментов, которые, возможно, были созданы процедурами DISPOSE или FREEMEM.
Функция SEG.Возвращает значение типа WORD, содержащее сегмент адреса указанного объекта. Вызов:
SEG (Х)Здесь
Х -- выражение любого типа или имя процедуры.Возвращает длину в байтах внутреннего представления указанного объекта. Вызов:
SIZEOF (Х)Здесь
Х -- имя переменной, функции или типа.Например, везде в программе Primer1 вместо константы SIZEOFREAL можно было бы использовать обращение SIZEOF(REAL).
Как уже отмечалось, администратор кучи -- это служебная подпрограмма, которая обеспечивает взаимодействие пользовательской программы с кучей. Администратор кучи обрабатывает запросы процедур NEW, GETMEM, DISPOSE, FREEMEM и др. и изменяет значения указателей HEAPPTR и FREELIST. Указатель HEAPPTR содержит адрес нижней границы свободной части кучи, а указатель FREELIST -- адрес описателя первого свободного блока. В модуле SYSTEM указатель FREELIST описан как POINTER, однако фактически он указывает на следующую структуру данных:
Эта списочная структура предназначена для описания всех свободных блоков памяти, которые расположены ниже границы HEAPPTR. Происхождение блоков связано со случайной последовательностью использования процедур NEW-DISPOSE или GETMEM-FREEMEM (╚ячеистая╩ структура кучи). Поле NEXT в записи TFREEREC содержит адрес описателя следующего по списку свободного блока кучи или адрес, совпадающий с HEAPEND, если этот участок последний в списке. Поле SIZE содержит ненормализованную длину свободного блока или 0, если ниже адреса, содержащегося в HEAPPTR, нет свободных блоков. Ненормализованная длина определяется так: в старшем слове этого поля содержится количество свободных параграфов, а в младшем -- количество свободных байт в диапазоне 0...15. Следующая функция преобразует значение поля SIZE в фактическую длину свободного блока:type PFreeRec = ^TFreeRec; TFreeRec = record Next: pointer; Size: pointer end;
Сразу после загрузки программы указатели HEAPPTR и FREELIST содержат один и тот же адрес, который совпадает с началом кучи (этот адрес содержится в указателе HEAPORG). При этом в первых 8 байтах кучи хранится запись, соответствующая типу TFREEREC (поле NEXT содержит адрес, совпадающий со значением HEAPEND, а поле SIZE -- ноль, что служит дополнительным признаком отсутствия ╚ячеек╩ в динамической памяти). При работе с кучей указатели HEAPPTR и FREELIST будут иметь одинаковые значения до тех пор, пока в куче не образуется хотя бы один свободный блок ниже границы, содержащейся в указателе HEAPPTR. Как только это произойдет, указатель FREELIST станет ссылаться на начало этого блока, а в первых 8 байтах освобожденного участка памяти будет размещена запись TFREEREC. Используя FREELIST как начало списка, программа пользователя всегда сможет просмотреть весь список свободных блоков и при необходимости модифицировать его.Function BlockSize(Size: pointer): Longint; {Функция преобразует ненормализованную длину свободного блока в байты} type PtrRec = record Lo, Hi: word end; var LengthBlock: Longint; begin BlockSize := Longint(PtrRec(Size).Hi)*16 + PtrRec(Size).Lo end;
Здесьtype HeapErrorFun = function (Size: word): integer;
SIZE -- размер той переменной, для которой нет свободной динамической памяти.Стандартная функция, адрес которой при запуске программы содержит переменная HEAPERROR, возвращает 0, что приводит к останову программы по ошибке периода счета с кодом 203. Вы можете переопределить эту функцию и таким образом блокировать останов программы. Для этого необходимо написать собственную функцию и поместить ее адрес в указатель HEAPERROR. Например:
Отметим, что функция типа HEAPERRORFUN вызывается только в том случае, когда обращение с требованием выделения динамической памяти было неуспешным. Она может возвращать одно из трех значений:Function HeapFunc(Size: Word): integer; far; begin HeapFunc := 1 end; begin {Основная программа} HeapError := @HeapFunc; . . . . . end.
0 -- прекратить работу программы;
1 -- присвоить соответствующему указателю значение NIL и продолжить работу программы;
2 -- повторить выделение памяти; разумеется, в этом случае внутри функции типа HEAPERRORFUN необходимо освободить память нужного размера.