©Фотомагазин 12'99

Фотомагазин: "Зенит-12xp"

     

Отдел техники ФМ при содействии Сервис-центра АО "Сивма" провёл тестирование камеры Зенит-12XP. Проверка объективных параметров осуществлена на специальном приборе Multiplex Camera Tester EF-8000 фирмы Kyoritsu Electric Co. Ltd. (Япония). Проверена точность работы затвора, точность работы встроенного экспонометра при различной освещённости. Тестирование проводилось со стандартным объективом MC Zenitar-M2s 50/2.

Оценки ФМ:

Точность: **
Функции: **
Удобство: ***
Системность: **
Цена/качество: ****
Общая оценка: **+

  Дано: механическая однообъективная зеркальная камера низшей ценовой категории Zenit-12XP (модернизированная; от появившегося в 1984 г. оригинала отличается пластмассовыми нижней и верхней панелью, последняя изменённой конфигурации, соответственно изменившимся диском выдержек, а также экспозиционными индикаторами видоискателя - три светодиода вместо двух); испытывалась камера N 96034833 (произведена в России) со стандартным объективом. В экспонометрическое устройство камеры была введена светочувствительность ISO 100, осуществлялся центровзвешенный замер экспозиции (единственно возможный).

  Анализ: по результатам испытаний затвор камеры работает в целом с удовлетворительной точностью. С самой грубой ошибкой отсекается самая длинная выдержка 1/30 с, которая фактически составляет 1/41 с. Сама по себе ошибка велика, однако следует учесть, что номинальная 1/30 с является выдержкой синхронизации, и, следовательно, при съёмке со вспышкой фотограф получает небольшой приятный сюрприз. Все остальные выдержки отрабатываются на удивление точно. Для сравнения стоит взглянуть на результаты испытаний аналогичных, но более современных (по времени появления на свет) камер Zenit-312m и Zenit-122K, опубликованные в ФМ N 10'99 и 5'98 соответственно: создаётся впечатление, что последующие модернизации только ухудшают неплохой первоисточник...

  Однако общая точность выдержек -лишь один из аспектов проблемы точности. Ещё одним слабым местом является равномерность экспозиции по полю кадра. Здесь отклонения от нуля при отработке 1/500 с достигают 40%: на правом крае кадра (начало хода щели, разгон шторок) выдержка составляет 1/400 с (2,54 мс), по центру -1/500 с почти идеально точно (1,91 мс), по левому же краю (окончание хода щели, торможение шторок; впрочем, это только догадка - по силе удара шторок кажется, что они не тормозят вообще) - 1/320 с (3,13 мс). Интересно, что абсолютная величина отклонения примерно равна при всех выдержках - примерно +/-1 мс от некоего центрального значения. Это значит, что относительная, наиболее важная для экспозиции погрешность тем больше, чем короче выдержка.
Точность отработки выдержек Точность отработки экспозиции по показаниям встроенного экспонометра

По вертикали отложены отклонения от точного значения в ступенях экспозиции (EV). Цветами обозначены зоны отклонений для обращаемой плёнки: зелёным - зона допустимых отклонений (до +/-0,3 ступени), жёлтым -зона предельно допустимых отклонений (до +/- 0,5 ступени), красным - зона больших отклонений (более 0,5 ступени).

На графике показана область значений экспозиции при каждом значении освещённости и разных сочетаниях выдержки и диафрагмы. Максимальные отклонения допускаются при крайних значениях диафрагм и выдержек.

  Точность отработки экспозиции по показаниям встроенного экспонометра (то есть в ручном режиме с замером) колеблется в весьма значительных пределах и очень сильно зависит от сочетания экспозиционных параметров. В целом можно заметить, что при кратчайшей и самой длительной выдержках погрешность увеличивается, достигая -0,83 ступени при низкой освещённости 9 EV. При выдержке же 1/125 с испытанная камера отрабатывала экспозицию почти идеально при любой освещённости (15, 12 или 9 EV; для освещённости 6 EV, при которой мы также обычно выполняем испытания, ограниченность диапазона выдержек не позволяет устанавливать правильную экспозицию).

  Эта камера - представитель семейства чисто механических Зенитов, послужившая базовой моделью для разработки 122, 212К и 312т. На выпускаемом в настоящее время варианте камеры более удобен по сравнению с исходным вариантом экспозиционный инди катор: правильная экспозиция обозначается отдельным зелёным светодиодом, а не перемигиванием двух красных. Кроме того, на фокусировочном экране расширено "светлое пятно", в центре которого появились клинья Додена, облегчающие фокусировку. Однако матирование остальной поверхности экрана грубовато по сравнению с аналогичными моделями зарубежного производства.

  Камера имеет все недостатки, присущие аналогичным Зенитам: слишком большой ход курка взвода затвора/протяжки плёнки, чрезмерно большое усилие нажатия на спуск, отсутствие какой-либо информации в видоискателе (кроме экспозиционных индикаторов), малый процент кадра, отображаемый в видоискателе...

  С точки зрения функциональности камера также не может удовлетворить требовательного фотографа: традиционный "зенитовский" диапазон выдержек слишком мал, равно как и вводимый в экспонометр диапазон светочувствительности плёнки, такой же, как и на моделях 122, 212К, 312m по обозначенным значениям от ISO 25 (-1/2) до 400 (+1/2). Конечно, этого сегодня очень мало, учитывая большой выбор современных высокочувствительных плёнок, однако, с другой стороны, для использования плёнки ISO 800 днём камере может просто не хватить диапазона экспозиционных параметров, так что такое ограничение не лишено некоторого смысла. Непонятны промежуточные значения чувствительности: общепринятый шаг изменения 1/3 ступени; например, между ISO 100 и 200 имеются ISO 125 и 160. Мы ещё раз процитируем сами себя. Вот что писал ФМ о Зените-122К в мае 1998 г.: "На диске ввода чувствительности имеется только по одному промежуточному положению, а также одно перед позицией 25 единиц (где возможны 16 или 20), и одно после 400 (500 или 640). С учётом фотошироты современных негативных плёнок это можно счесть придиркой, но ФМ считает, что вежливостью королей должна быть точность (с тем, что Красногорский завод - "король" и фактический монополист российского производства зер-калок - спорить невозможно)".

  Согласование со вспышками отсутствует, есть стандартный "горячий башмак". К достоинствам можно отнести возможность "отрепетировать" диафрагму (это достигается полунажатием на спусковую кнопку; при этом осуществляется и замер экспозиции). Системность камеры также оставляет желать лучшего: камеру нельзя моторизовать, "родные" объективы не выпускаются в достаточном ассортименте. В качестве штатного теперь используется Зенитар новой конструкции, сменивший одиозный Гелиос-44. Напоминаем, что на камере использовано резьбовое соединение с объективами (вообще это архаизм и недостаток, но, с другой стороны, возможность использовать огромный выбор сменной оптики "секонд хэнд" разных производителей).

  Резюме: вполне работоспособная "зенитовская" модель, больше похожая на традиционный фотоаппарат, нежели её потомки (212К или 312т). Очень выгодная покупка с точки зрения соотношения цены и качества - если изобилие функций и широта возможностей не являются главным критерием в выборе аппаратуры. Если принять за истину постулат "лучший учитель - строгий учитель", то Зенит-12ХР ещё вполне способен научить основам фотографии начинающего (и, увы, небогатого) фотолюбителя.

Пятибалльная шкала оценок ФОТОМАГАЗИНа:

"ОТЛ." (5) - отлично: недостатки не выявлены;

"ОЧ. ХОР." (4) - очень хорошо: отдельные недостатки практически не влияют на качество и/или эффективность в работе;

"ХОР." (3) - хорошо: имеющиеся недостатки в большинстве случаев не оказывают отрицательного воздействия на качество и/или эффективность в работе;

"УД." (2) - удовлетворительно: при благоприятных условиях имеющиеся недостатки все же позволяют добиться приемлемых результатов;

"НЕУД." (1) - неудовлетворительно: использование продукта по назначению представляется нецелесообразным.

ФОТОмагазин 12'99
(095)737-88-68
info@photomagazin.ru



TopPhoto.ru - рейтинг
фоторесурсов
Назад На начало Следующая
Написать письмо