©Фотомагазин 5'98

Фотомагазин: "Зенит-122К"

   Отдел техники ФМ при содействии Сервис-центра АО "Сивма" провёл тестирование камеры Зенит-122К. Проверка объективных параметров осуществлена на специальном приборе Multiplex Camera Tester EF-8000 фирмы Kyoritsu Electric Co. Ltd. (Япония). Проверена точность работы затвора, точность работы встроенного экспонометра при различной освещённости. Тестирование проводилось со стандартным объективом МС Гелиос-44К-4 58 мм f/2.

Оценки ФМ:

Точность: ***
Функции: **
Удобство: **
Системность: **
Общая оценка: **

  Дано:механическая однообъективная зеркальная камера низшей ценовой категории Зенит-122К; испытывалась камера N 96012883 (произведена в России) со стандартным объективом. В экспонометрическое устройство камеры была введена светочувствительность ISO 100, осуществлялся центровзвешенный замер экспозиции.

  Анализ: испытания выявили удовлетворительно точную и весьма устойчивую работу затвора на всём (к сожалению, весьма ограниченном) диапазоне выдержек. Удивительно, что выдержка синхронизации (она же - самая длительная из отрабатываемых затвором, то есть 1/30 с) реально оказалась на 1/3 ступени короче и составила 25,8 мс (1/39 с). Поскольку из-за жёсткого срабатывания затвора использование этой выдержки без штатива и/или вспышки при съёмке штатным и длиннофокусными объективами нежелательно, данную неточность можно скорее считать маленьким, но всё же преимуществом именно при съёмке со вспышкой. Известно, что чем короче выдержка синхронизации, тем меньше воздействие на плёнку имеющегося постоянного освещения, нередко несовпадающего по температуре с сенсибилизацией плёнки. Шестидесятая, сто двадцать пятая и двухсот пятидесятая выдержки отсекаются весьма точно. Однако сюрпризом стала 1/500 с - она также отрабатывалась с ошибкой, недодержкой почти 1/3 ступени (реально - 1,66 мс или 1/602 с).

  Из всего вышесказанного можно сделать два вывода: либо при юстировке затвора сознательно допускаются весьма грубые погрешности, либо производители на серийных камерах проводят эксперименты по расширению возможностей уже отработанного до мелочей шторно-щелевого матерчатого затвора, и через некоторое время можно ожидать расширения диапазона выдержек в короткую сторону до 1/1000 с (вспомним - на Зорких производства того же Красногорска тысячная уже была(Протестировать новый Зоркий, увы, по техническим причинам уже невозможно, но имеющийся в распоряжении ФМ Зоркий-4 1959 года выпуска реально отсекает 1/820 с - очень хороший результат для камеры, которой без малого 40 лет.)) и уменьшения выдержки синхронизации (на серийно выпускающихся камерах иностранного производства с аналогичным затвором она уже давно составляет 1/60 с).

По вертикали отложены отклонения от точного значения в ступенях экспозиции (EV). Цветами обозначены зоны отклонений для обращаемой плёнки: зелёным - зона допустимых отклонений (до +/-0,3 ступени), жёлтым - зона предельно допустимых отклонений(до +/- 0,5 ступени), красным - зона больших отклонений (более 0,5 ступени).

  Точность отработки экспозиции по показаниям встроенного экспонометра вполне удовлетворительна, хотя результаты испытаний также дают интересную пищу для размышлений. Очевидно, что точность отработки экспозиции в данном случае складывается из трёх составляющих: точности экс-понометрии, точности отработки выдержек и точности отработки диафрагм объективом. Очевидно, что если при яркой освещённости (EV 15) на выдержке 1/500 с погрешность составляет +1/5 ступени, а на выдержке 1/250 с - почти +1/2 ступени, такой разброс можно списать на уже известные особенности отработки выдержек. В то же время при средней освещённости EV 12 точность экспонирования (или взаимосвязь ошибок диафрагмирования и отработки выдержек) является очень хорошей (разброс ошибок от 0 до +1/5 ступени). При низкой же освещённости EV 9 сказывается "укороченность" выдержки 1/30 с: при ней погрешность достигает -1/2 ступени, в то время как при 1/60 с - всего -1/6 ступени. При очень низкой освещённости EV 6, на которой мы обычно также проводим испытания, работа Зенитом с Гелиосом возможна только с отдельным экспонометром и на длительной (свободной) выдержке, ибо при 1/30 с (предел камеры) требуется f/1,4, а при f/2 (предел объектива) требуется 1/15 с.

  Удобство камеры в работе мы можем оценить как удовлетворительное, не выше. Курок взвода затвора/протяжки плёнки имеет чрезмерно большой ход, из-за чего правая рука отрывается от корпуса. Диск установки выдержек слишком мал, чтобы делать его частично утопленным в кожух призмы. Автоспуск взводится тугим зубчатым колесиком, еле выглядывающим справа (с точки зрения фотографа), но при этом механический индикатор работы автоспуска, пожалуй, удобен и более нагляден, чем ползущий по полукругу рычаг на более старых Зенитах. Спусковая кнопка требует для нажатия достаточно большого усилия и имеет большой ход (хотя неудобство этого познаётся только в сравнении). И, конечно, плохо то, что фотограф лишён возможности видеть в видоискателе выдержку и диафрагму.

  Функциональный набор чисто механической камеры всегда ограничен и сводится (грубо) к широте диапазонов выдержек и светочувствительности плёнки, согласованию со вспышками и наличию репетира диафрагмы и автоспуска. По первым двум показателям камера могла бы получить очевидный "неуд": 1/30 - 1/500 с и ISO "?" (25) - (400) "?" - до обидного мало при широком выборе в первую очередь высокочувствительных плёнок. С диапазоном чувствительности дело обстоит чуть сложнее. Знаки вопросов проставлены потому, что между двумя соседними значениями светочувствительности, например, ISO 100/21° и 200/24°, имеются два промежуточных: в данном случае ISO 125/22° и 160/23°. На диске же ввода чувствительности имеется только по одному промежуточному положению, а также одно перед позицией 25 единиц (где возможны 16 или 20) и одно после 400 (500 или 640). С учётом фотошироты современных негативных плёнок это можно счесть придиркой, но ФМ считает, что вежливостью королей должна быть точность (с тем, что Красногорский завод - "король" и фактический монополист российского производства зеркалок - спорить невозможно). Согласование со вспышками отсутствует, есть только "горячий" башмак и отдельный синхроконтакт. К достоинствам относится возможность "отрепетировать" диафрагму.

  Системность - ещё одно больное место красногорских камер. Не говоря уже о том, что возможность подстыковки, например, вайндера или смены фокусировочных экранов не предусмотрена в принципе, до сих пор не налажен выпуск достаточной линейки "родных" объективов (хотя разработано их достаточно - стоит посмотреть на экспозиции завода на выставках типа грядущей Photo World Moscow '98). Спорадически появляются в продаже линзы для коррекции окуляра по зрению и адаптеры для использования резьбовой оптики (последние - чаще импортные). Но, конечно же, не всё так плохо: ведь крепление оптики представляет собой бай-онет К (Pentax), а для него в мире уже выпущено и выпускается множество неавтофокусных (и несколько меньше автофокусных, которые также могут использоваться) объективов, удлинительных колец, телеконвертеров и т.п. Правда, эта ремарка не должа рассматриваться как нарушение чистоты эксперимента: говоря о системности той или иной камеры, мы в первую очередь учитываем "родные" аксессуары.

  Резюме: оказалось, пожалуй, самым сложным пунктом материала. Конечно, эта камера (к нашему глубокому и искреннему сожалению) не дотягивает не только до лучших, но и до средних иностранных аналогов. И всё же снимать ей можно, причём самые разнообразные сюжеты. Кроме того, она обладает весьма важным достоинством: при цене до 500 рублей новыми (в комплекте со штатным Гелиосом) она заметно дешевле всех зарубежных аналогов, а значит, гораздо более доступна небогатому отечественному потребителю. В конце концов, если вы всерьёз хотите научиться фотографировать, она вполне подойдёт на роль тренажёра, достаточно жёсткого, но работоспособного.

Пятибалльная шкала оценок ФОТОМАГАЗИНа:

"ОТЛ." (5) - отлично: недостатки не выявлены;

"ОЧ. ХОР." (4) - очень хорошо: отдельные недостатки практически не влияют на качество и/или эффективность в работе;

"ХОР." (3) - хорошо: имеющиеся недостатки в большинстве случаев не оказывают отрицательного воздействия на качество и/или эффективность в работе;

"УД." (2) - удовлетворительно: при благоприятных условиях имеющиеся недостатки все же позволяют добиться приемлемых результатов;

"НЕУД." (1) - неудовлетворительно: использование продукта по назначению представляется нецелесообразным.

ФОТОмагазин 5'98
(095)737-88-68
info@photomagazin.ru



TopPhoto.ru - рейтинг
фоторесурсов
Назад На начало Следующая
Написать письмо