"А еще я им снимаю..."

"... снимать можно и консервной банкой."
Картье-Брессон

  Зенит. Марка, пожалуй, больше требует не рекламы, а развеяния мифов. Начинать по новой обзор камер доступных (не в плане цены, об этом разговор отдельный) на отечественном рынке, я не буду, об этом прекрасно написано в статье Дениса Зуева. Единственное с чем я не согласен в той статье, так это со словами, что "... Если вы пpедполагаете снимать не несколько пленок в год, то, с yчетом цен на фотоматеpиалы, покyпка подобной камеpы сейчас, на наш взгляд, бессмысленна, она не обеспечивает хоpошего качества, и ее надежность низка." Спорное на мой взгляд утверждение. Спорное в том плане, как именно подходить к вопросу покупки " подобной камеры", т.е. Зенита в наше время. Пути, было и осталось два.

  • Путь первый - идти в магазин и покупать новую камеру.
  • Путь второй - искать и покупать с рук.

  Если идти по первому пути, а так наверно поступит большинство людей, желающих снимать, но имеющих о фотографии примерно такое же представление как о жизни на Марсе, то не согласится с автором приведенной выше цитаты трудно. Единственное, что можно возразить, так это следующее: то, что производит и продает в настоящее время Красногорский завод,... ну это вообще не камера, и снимать этим в принципе нельзя...

  Поэтому гораздо интереснее (и кстати намного дешевле выйдет) рассмотреть второй путь. О том, как и где купить с рук камеру, давать конкретные рекомендации сложно, по большей части это искусство ;). Я хочу попробовать дать рекомендации по выбору модели Зенита.

  Принципиально все модели и разновидности Зенитов можно поделить на три большие группы.

  • Первая - Зениты с самого первого Зенит до модели 3М включительно.
  • Вторая - весь модельный ряд выпускаемый после 3М и до ЕМ включительно.
  • Третья группа - все что было разработано, выпущено и выпускается после модели ЕМ, это примерно начиная с Е' и заканчивая разнообразными Зенитами АПК, 212, 312,... и т.д.

  Выбирая камеру из любой выше приведенной группы, следует помнить главное: культура производства и как следствие качество изделия было тем выше чем более ранний год выпуска имел место.

  Итак, в хронологическом порядке, попробуем вкратце пройтись по всем трем группам, концентрируя внимание на моделях способных представлять наибольший интерес для практического применения в настоящее время.

  Рисует объектив а не камера. Золотые слова, которые к сожалению заставляют нас скорей всего исключить из списка кандидатов на выбор Зенит, Зенит С, Кристал, Зенит 3М (дальнейшее развитие Кристала). Дело в том, что крепление объектива у этих камер резьбовое и резьба - М39. Линейка таких объективов существенно меньше чем под М42, а если менять крепежное кольцо на камере, то в полный рост встает вопрос юстировки вновь получаемой системы, вообщем, с этим лучше не связываться.

  Кстати говоря, помимо весьма впечатляющего выбора дешевой, но качественной отечественной оптики под резьбу М42, есть выбор объективов импортного производства, в том числе зумов. Единственное о чем нужно будет помнить, при съемке с автоспуском не происходит зажима прыгающей диафрагмы. Это нужно делать вручную, если позволяет камера, или если нет (как например на Зенит TTL) применять в этом случае только объективы с переключателем вариантов "прыгалки", автомат/ручная. [К.Б. - На моем Зените-12 есть возможность предварительного зажима прыгающей диафрагмы]

  Следующим по хронологии и наиболее распространенным (читай легче найти) был Зенит Е (Зениты 4, 5, 6, 7, Д в силу некоторой экзотики рассматривать не будем). Эта камера выпускалась примерно с 1965 года. Задумываясь о приобретении Зенита Е, нужно помнить несколько ключевых моментов. Первые несколько лет выпуска камера делалась под объективы с посадочной резьбой - М39. Исходя из этого, нужно стараться приобрести камеру, как минимум конца 60-х (крепление объектива стало под М42), и весьма желательно не позже начала 70-х годов. Т.е. тех лет выпуска когда культура производства еще не успела деградировать. Конструктивно эти камеры ничем не отличаются от тех, что сделаны в 80-х, а вот качество в целом будет выше.

  Далее на что стоит посмотреть, это экспонометр. Зенит Е оснащен встроенным экспонометром селенового типа, а селен как известно долго не живет. И если даже экспонометр почему-то до сих пор еще работает, то показывать он будет не иначе как цену на снег в Чукотке. :-) На это вполне можно наплевать и забыть, и для определения экспозиции пользоваться отдельным экспонометром, что в любом случае будет наиболее правильным решением, особенно если делать замеры по освещенности. Хотя можно попробовать достаточно просто решить эту проблему путем замены либо одного селенового элемента снятого с более или менее конструктивно аналогичной камеры посвежее, либо всего экспонометра в целом. Как это сделать расскажу чуть позже.

  Последнее на что стоит обратить внимание, это производитель. Помимо Красногорского завода Зениты делались (делаются?) на БеЛОМО. Последние годны разве что на запчасти (снять, например, экспонометр.;) ) Замена экспонометра на Зенит Е процедура достаточно простая, хоть и требует снятия верхней крышки. По хорошему, для выполнения этой операции требуется пара спецключей, но при аккуратном подходе к делу вполне можно обойтись парой часовых пинцетов и двумя часовыми отвертками. В первую очередь необходимо отвернуть втулку соосную спусковой кнопке, на которой крепится диск счетчика кадров. Резьба на этой втулке левая и обычно для ее отворачивания приходится прикладывать значительные усилия, удерживая при этом зубчатый валик механизма транспортирования пленки. Под этой втулкой находится еще одна имеющая с торца два отверстия под точечный ключ, резьба у нее тоже левая. После того как снимите и ее, дальнейшая процедура в принципе тривиальна. За исключением, пожалуй, обратного процесса сборки.

  Единственная относительно трудоемкая операция это привинчивание самого курка взвода. Сложность заключается в удерживании от раскрутки возвратной пружины. Второй спецключ, необходимый, по идее, для разборки, нужен для снятия калькулятора экспонометра. Но и в этом случае его с успехом заменяет тонкий стальной пинцет. Посадочные места экспонометров с разных модификаций камеры, Е, ЕТ, в принципе одинаковы, хотя может потребоваться слегка подточить втулку крепления наружного кольца калькулятора.

  Следующий шаг, по привидению в порядок камеры, проверка работы затвора и юстировка. И то, и другое лучше поручить квалифицированному мастеру. Выполнить эту операцию совершенно необходимо по нескольким причинам.

  •   Во первых, крепление шторок к барабанам и гильзам механизма затвора выполнено на клею, и можно уверенно считать, что за долгие годы эксплуатации клей этот рассохся и требуется проклейка по новой, а возможно и замена самих шторок.
  •   Второй момент - юстировка зеркала. Есть большая вероятность что она сбилась, и требует поправки.

  Вот, в принципе, и все, за исключением чистки и смазки. В итоге получается приличная, цельно металическая, что крайне немаловажно, зеркалка с весьма мягко работающим затвором, имеющая приличный запас прочности и надежности.

  Особо хочется подчеркнуть, что цена такого фотоаппарата с учетом всех проведенных работ будет в несколько раз ниже чем у средней дешевой мыльницы, а качество получаемых снимков несравнимо выше.

  Все сказанное выше также в полной мере относится к Зенитам ЕМ, В, ВМ. Отличия Зенита ЕМ от Зенита Е, заключается в наличии привода прыгающей диафрагмы. Зенит В конструктивно полностью аналогичен Зениту Е, но без экспонометра. Если получится, то лучше приобрести его или Зенит ВМ, который аналогичен Зениту ЕМ, но опять же без экспонометра.

  Дальнейшим эволюционным развитием Зенита Е, ЕМ, были Зениты ЕТ, 10, 11. Существенным минусом этих моделей, по сравнению с предшественниками был затвор несколько измененной конструкции. Набор выдержек остался тем же самым, а внешне изменения проявились в неподвижной при срабатывании головки выдержек.

  Конструктивно же новшество обернулось появлением изрядного количества пластмассы в самом механизме. Конкретно пластиковыми стали пара ступенчатых шайб, определяющих в ходе работы отрабатываемую выдержку, а также втулка регулирующая вертикальное положение одной из шайб. Почему эти детали сделали из пластмассы, а не из металла понять сложно. Итогом стало снижение надежности затвора.

  Следующим шагом развития было введение системы TTL. Первым таким Зенитом стал Зенит TTL. Последняя на мой взгляд достойная рассмотрения камера. Конструктивно он полностью аналогичен Зениту ЕТ (тому варианту, что имел "прыгалку"), плюс система TTL. Найти достойный для приобретения вариант среди этой модели Зенитов скорей всего окажется сложней, чем к примеру тот же Зенит Е.

  Общие рекомендации будут таковы: искать камеру только Красногорского завода, ориентировочно начала 80-х годов, и обязательно экспортного исполнения. В экспортном варианте обратная сторона столика на котором закреплено зеркало проклеено кожей, что уменьшает вероятность лишней засветки через видоискатель. Плюс в целом качество сборки и изготовления таких камер выше, что вообщем то очевидно. В этом случае, как и вообще любую б/у камеру, также лучше всего отнести к квалифицированному мастеру, для чистки, смазки, проверки работы затвора и юстировки.

  Несколько особняком среди разнообразных моделей Зенитов стоит Зенит 19. По техническим характеристикам камера смотрится на голову выше остальных своих сородичей, но... надежность этого аппарата выглядит по меньшей мере спорным вопросом. Не имея собственного практического опыта работы с Зенит 19, могу сказать лишь одно, что ни один из моих многочисленных знакомых, работающих с этой камерой не сказал о ее надежности ничего хорошего...

  Последующие более поздние модели Зенитов, как-то Зенит 122, Зенит 212, etc. конструктивно практически ничем не отличаются от своих предшественников. А вот качество их изготовления претерпело просто поразительные изменения по сравнению с 60-десятыми, 70-десятыми, и даже началом 80-десятых годов. Начать с того, что полностью исчезло чернение внутренних поверхностей. Вибрации от работы затвора более свойственны ручному стрелковому оружию, чем фотокамере. ;) Плюс ко всему прочему увеличение количество пластмассы в конструктиве.

  Подводя итог этому краткому обзору по когда-то производимым моделям Зенитов и тех, что делаются сейчас, могу сказать лишь одно. Снимать Зенитами можно и нужно в том числе и новичкам в фотографии. Все что требуется для получения качественных, в техническом плане, снимков с этой камеры, так это наличие некотрого интелекта у фотографа и ничего более.

Sergey Tomilin 2:5022/44@FidoNet.org




TopPhoto.ru - рейтинг
фоторесурсов
Назад На начало Следующая
Написать письмо