Данная статья не совсем соответствует тематике данной страничке, но я думаю, что читателям будет интересно ознакомится с тестом современных навтофокусных зеркальных камер. - К.Б.



©Foto&Video Февраль 2000

Почти ручные

  Неавтофокусные камеры, несмотря на все увеличивающуюся роль электроники, нисколько не устаревают - их роль как фотографического инструмента все так же велика.

  Если сравнивать процесс фотографирования с ездой на автомобиле, то можно выстроить интересную аналогию. Конечно, удобно ехать на современном авто по скоростной магистрали: потомок "Антилопы Гну" домчит вас в назначенное место быстро и комфортно. При этом в эргономичном (почти авиационном) кресле можно расслабиться, послушать музыку, даже чашечку кофе выпить. А за окном в это время будут стремительно мелькать.. . Стоп. Именно вид за окном в этом случае мы и перестаем замечать. Вернее, видим глазами, но остаемся как бы безучастными.

  Другое дело - неспешная прогулка на велосипеде по проселочной дороге: эмоции распирают, природа словно входит в каждую клеточку души, наполняя и возвышая ее. А главное, красоту начинаешь видеть там, где раньше ее не замечал.

  Нечто похожее происходит и в фотографии. Современные камеры - венцы инженерной мысли-могут свести весь процесс съемки к нажатию единственной кнопки. Экспозиция замеряется по десяткам точек, катушка пленки "расстреливается" за три секунды. Вскинул камеру к глазам, чик - и готово. А что снял, так и не понял. В результате мы как бы отгораживаемся некоей стеной, перестаем чувствовать натуру душой.

  Какой бы умной ни была автоматика, снимает все-таки фотограф (извините за банальность), воплощая выстроенный в сознании образ. Но не получается ли так, что электроника, вклиниваясь в процесс творчества, в чем-то отодвигает человека на второй план? Автоматика провоцирует перевод осознанных и выстраданных практикой "ручных" методов работы в область компьютерных алгоритмов. Если кто-то или что-то начинает выполнять вашу работу, то, естественно, навыки постепенно исчезают.

  Конечно, все не так мрачно, и мы намеренно сгустили краски. Однако неспешность работы, необходимость думать, как правило, порождают лучшие результаты. Это хорошо знают приверженцы крупного формата, и с этим столкнется любой уже после первой "неспешной"" пленки.

  Парадокс заключается в том, что, перегрузив камеру возможностями, разработчики столкнулись с необходимостью решения чрезвычайно больного вопроса, касающегося максимального упрощения процесса управления этими возможностями. А если управление изначально сводит ся к кольцу диафрагм и головке выдержек, то и упрощать особо нечего - все и так просто.

  А какими, собственно, достаточными "минимальными" возможностями камера должна обладать?

  Чисто механической 35-мм зеркалки без "электрики" сейчас, пожалуй, уже и не найти. Как минимум камера будет иметь встроенный TTL-экспонометр.

  Несмотря на определенную ограниченность его функций, при работе с современными (увы, весьма недешевыми) цветными материалами все же лучше такой экспонометр иметь под рукой, чем обходиться вообще без него.

  Не стоит ожидать чудес и от центровзвешенного замера: он делает ровно то, на что рассчитан: в границах кадра усредняет яркости к некой средней (экспонометры калибруются на т. н. "среднесерое" с коэффициентом отражения 0, 18 или 18%). Поэтому без направляющей роли "человеческого фактора" местами никак не обойтись.

  Например, тот же тестовый сюжет с солнцем в кадре, используемый нами для проверки "разумности" многозонной оценочной экспонометрии камер, неизбежно дает сильную недодержку с потерей деталей даже в средних тонах. Но в то же время результаты центровзвешенного замера вполне предсказуемы: нужно только немного набраться опыта и знаний.

  Неразумно также полностью отказываться от экспозиционной автоматики. Ведь что делает самый "творческий" автоматический режим - приоритет диафрагмы? Бесступенчато точно подбирает второй экспозиционный параметр (выдержку) под предустановленную диафрагму - именно она самым активным образом влияет на глубину резко изображаемого пространства и на оптический рисунок объектива. Заметьте, что это-один из наиболее часто используемых режимов и на достаточно "навороченных" современных зеркалках.

  Чисто механический затвор не требует батареек и способен работать в экстремальных условиях, но точность и стабильность отработки выдержек все же выше у электронно-механического. А комплекта батареек (только для питания затвора) с лихвой хватит на годы. Да и "кусачий" мороз -25°С литиевые батареи переносят легко.

  Важнее конструктивные моменты: с практической точки зрения ламели лучше прорезиненных шторок, выдержка 1/2000 сек. (синхронизация на 1/125)лучше 1/1000 (1/60) и не столько из-за динамизма снимаемого объекта, сколько из-за возможности экспозиционного маневра при съемке на высокочувствительную пленку.

  В отсутствие автофокуса большее значение приобретает видоискатель, конкретно - фокусированный экран. Он должен быть действительно "рабочей лошадкой": позволять фотографу четко фиксировать пойманный момент резкости и не затемняться на малосветосильной оптике. А чтобы глазам работалось комфортно, картинка должна быть равномерно яркой и четкой как в центре, так и по полю.

  Видоискатель также важен и в плане управления экспосистемой камеры. Именно в нем в момент съемки отображается важная информация, как правило, рекомендуемая и отрабатываемая выдержки.

  Нарисованный портрет-совсем не Золушка в современном фотомире. Двадцатилетний ветеран Nikon F3, до сих пор считающийся одной из лучших студийных камер, имеет почти такие же основные черты.

  Мы не адресуем такую камеру только начинающему фотографу (хотя с ней он на собственном опыте быстрее разберется в тонкостях фотографии), но всем, кто хочет спокойно и самостоятельно делать любимую работу.

  На этот раз в тесте подобралась странная, на первый взгляд, компания: Yashica FX-3 Super 2000 (почти классическая "механика"), Minolta X-370, Nikon FE10, "Зенит АПк" и Pentax MZ-M (без пяти минут классический "автофокус"). Таковы в настоящий момент границы "доавтофокусного" класса в ценовом диапазоне до $200. Nikon дороже, но нельзя забывать, что он идет в комплекте с фирменным зумом.

  Нас абсолютно не смущает их различный функциональный уровень. Цель данного теста - опробовать эти разнокалиберные "ручные" камеры в реальных условиях "ручной" съемки. А на каком уровне автоматизации остановиться, окончательно решать самому фотографу.

Minolta X-370
Nikon FE-10
Pentax MZ-M
Yashica FX-3 Super 2000
Зенит АПк
Тесты

ФЕВРАЛЬ 2000
FOTO&VIDEO
e-mail:foto@katmat.ru
tel.:(095)-955-1584, 234-4797



TopPhoto.ru - рейтинг
фоторесурсов
Назад На начало Следующая
Написать письмо