Микулин В.П.
25 уроков фотографии

УРОК 5
НЕГАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС


От скрытого изображения к видимому.- Лабораторная обработка пластинок и плоских пленок

ОТ СКРЫТОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ К ВИДИМОМУ

  Когда во время съемки световой поток падал на фотослой, в последнем возникло скрытое изображение снимаемого предмета, то есть изображение, реально существующее, но невидимое. Оно очень слабое. Если бы скрытое изображение было в десять тысяч раз сильнее, мы его отлично видели бы.

  Несмотря на очень продолжительные и настойчивые исследования многих ученых, точная природа скрытого фотографического изображения до сих пор не известна. Однако хорошо известно, что скрытое изображение путем химической обработки можно сделать не только видимым, но и прочным, сохраняющимся и пригодным для размножения. Для этого экспонированный светочувствительный слой нужно обработать особыми растворами, в частности проявителем.

  Под влиянием проявителя те микрокристаллы галоидного серебра, на которые подействовал свет, распадутся на элементы - - галоид и серебро. Галоид перейдет в раствор проявителя, а бесчисленные частицы (зерна) металлического серебра (они имеют темный, почти черный цвет) составят видимое изображение.

  На остальные галоидосеребряные микрокристаллы, не подвергшиеся действию света (они сохранили желтовато-молочный цвет), проявитель не оказывает влияния, и они растворяются затем в растворе закрепителя.

  После этого остаток веществ, участвовавших в химической обработке, вымывается из фотослоя водой, а пластинка или пленка высушивается и становится негативом, с которого можно получать отпечатка на фотобумаге.

  Негатив представляет собой фотографическое изображение с обратным распределением светлых и темных участков, Наиболее светлые места предмета съемки выйдут на негативе самыми темными почти черными; они называются светами. Самые темные участки предмета съемки получатся на негативе наиболее светлыми, почти прозрачными; их называют тенями.

  Вся описанная обработка пластинки или пленки составляет негативный процесс, распадающийся на пять последовательных операций: 1) собственно проявление, 2) промежуточная промывка, 3) закрепление, 4) окончательная промывка, 5) сушка.

  До тех пор пока пластинка или пленка не обработана в закрепителе, она должна быть тщательно оберегаема от белого (или иного, могущего подействовать на них) света.

  В фотолюбительской практике применяются два способа проявления, одинаковых по существу, но различающихся по технике их проведения: проявление в ванночке и проявление в бачке.

  При проявлении в ванночке фотослой лежит горизонтально. Проявление ведется в темном помещении. За появлением изображения и достижением им необходимой плотности и контраста фотограф следит зрительно при слабом безопасном свете лабораторного фонаря, не действующем на данный фотослой; момент окончания проявления определяется на глаз. Поэтому способ носит название проявления со зрительным наблюдением. Так проявляют пластинки и плоские пленки - несенсибилизированные, "Ортохром", "Изоорто".

  При проявлении в бачке фотослой находится в вертикальном положении (пленка, свернутая рулоном, стоит на ребре). За ходом проявления никакого наблюдения не ведется, а момент окончания проявления определяют по часам согласно указаниям, данным при рецепте проявителя. Такой способ называется проявлением по времени. Для него необходим специальный бачок, непроницаемый для света. Пленка заряжается в бачок в темноте, а всю обработку можно вести при белом свете, причем обрабатывающие растворы сменяются через особые отверстия в бачке. Так проявляют роликовые пленки - широкую катушечную и кинопленку малоформатных фотоаппаратов; для них отечественной промышленностью выпускаются удобные бачки из пластмассы.

  Проявление в ванночке позволяет фотолюбителю видеть, что происходит с пластинкой или листовой пленкой при проявлении, как возникает на них видимое изображение. Больше никаких преимуществ зрительный способ проявления не имеет, не говоря уже о том, что у недостаточно опытного фотографа большие затруднения вызывает установление момента, когда проявление следует закончить.

  Преимущества бачкового проявления по времени: надежность (рецептура и режим проявления, включая продолжительность и температуру, стандартизованы, научно и точно разработаны и делают результаты проявления не зависящими от субъективной оценки фотографа); чистота (мокрый фотослой не страдает от прикосновения пальцев, руки менее подвергаются действию растворов, жидкости меньше расплескиваются и проливаются); производительность (облегчается одновременная обработка большого количества негативов).

ЛАБОРАТОРНАЯ ОБРАБОТКА ПЛАСТИНОК И ПЛОСКИХ ПЛЕНОК

  Проявление по способу зрительного наблюдения сводится к тому, что при безопасном лабораторном свете фотограф опускает пластинку в ванночку с проявителем, наблюдает за появлением изображения и в нужный, по его мнению, момеьт прекращает проявление, вынув негатив из ванночки, слегка промывает его и погружает в раствор закрепителя.

  Напомним еще раз, что в этоы уроке, как и в предшествующих, мы имеем в виду обращение с пластинками и плоскими пленками сортов "Ортохром" и "Изоорто" (а также с несенсибилизированными). Другие сорта негативного материала ("Изохром", "Панхром", "Изопанхром") нельзя открывать и обрабатывать даже при красном свете. Поэтому начинающему фотолюбителю не следует пользоваться ими. Во второй части книги мы опишем обработку всех сортов пластиьок и плоских пленок.

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ ОБРАБОТКИ

  Для зрительного проявления понадобятся: четыре ванночки, из них две, вмещающие по одному или по два негатива (для проявления и для промежуточной промывки), и две - на четыре негатива каждая (для закрепления и для окончательной промывки); мензурка, станочек для сушки стеклянных негативов, лабораторный фонарь с безопасным светофильтром,

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ РАСТВОРЫ

  Их понадобится всего два: проявитель и закрепитель. Вначале фотолюбителю целесообразно пользоваться готовыми сухими препаратами, приготовление которых к обработке состоит лишь в растворении в воде.

  Правила растворения. Посуда, вода и химикаты должны быть чистыми. После каждого раствора мойте посуду и руки.

  Гопится и холодная вода, но все химикаты растворяются скорее в воде подогретой до 50o или немного ниже. Воду с растворяемыми веществами надо помешивать.

  Для удобства размешивания и чтобы не переполнять банку, можно вещества сначала растворить в неполном объеме воды (например, в 2/3) и затем добавить остальную часть ее. Всегда сначала наливайте в сосуд воду и уже потом всыпайте в нее сухие вещества. Нельзя поступать наоборот - лить воду на химикаты: в этом случае многие из них (например, безводная сода, тиосульфат) спекаются в крепкие, трудно раствори* мые комки.

  Если приготовленный раствор мутен и в нем плавают твердые частицы, дайте ему отстояться, а затем осторожно слейте с осадка и используйте для обработки прозрачный раствор (в дальнейшем мы научим вас фильтровать растворы).

  Готовый раствор можно некоторое время сохранять в закупоренной бутылке, на которую не забудьте наклеить ярлычок с указанием содержимого. Не используйте для проявителя сосуды, в которых ранее находился закрепитель.

  Проявитель. Купив универсальный или нормальный (лучше метоло-гидрохиноновый) проявитель с надписью "для пластинок и фотобумаг" (он же служит и для плоских пленок), налейте в банку отмеренную воду и высыпьте туда сначала меньшую часть препарата (обычно он имеет легкую окраску), а когда он совсем растворится - остальной белый порошок. Если использовалась нагретая вода, то после растворения поставьте проявитель остыть до комнатной температуры.

  Со временем фотолюбитель сможет самостоятельно составлять проявители из исходных химикатов по рецептам, приводимым во второй части книги (урок 13).

  Закрепитель. Готовый сухой закрепитель (фиксаж) растворите согласно указаниям на этикетке.

  Тиосульфат натрия (гипосульфит) для приготовления обыкновенного закрепителя растворите из расчета на 1 л воды 160 г безводного тиосульфата или 250 г кристаллического (на 1/2 л воды берется вдвое меньшее количество).

  Растворение закрепителя сопровождается заметным пони" жением температуры раствора, поэтому желательно использование нагретой воды. Если же вода берется холодная, та растворение надо производить часа за два до начала обработки, чтобы охлажденный раствор успел приобрести комнатную температуру.

  Налив в банку (или непосредственно в ванночку) нужный объем воды, всыпьте туда небольшими порциями закрепляющее вещество, энергично помешивая воду.

  Следите, чтобы при отвешивании и высыпании в воду тиосульфат не распылялся в воздухе: он портит непроявленные фотослои, сокращает срок службы проявителя. Лучше приготовлять закрепитель не в лаборатории, а в другом помещении.

  После полного растворения дайте закрепителю охладиться (или, наоборот, согреться) до комнатной температуры.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

  Когда проявитель и закрепитель растворены и охлаждены до комнатной температуры, расставьте на лабораторном столе четыре ванночки в следующем порядке (справа налево): малая ванночка для проявления, малая ванночка для промежуточной промывки, большая ванночка для закрепления и (позади нее) большая ванночка для окончательной промывки негативов (рис. 36).

Риc. 36. Размещение ванночек на лабораторном столе

  В первую (справа) ванночку налейте столько проявителя, чтобы над пластинкой мог образоваться слой раствора глубиной в один сантиметр (обычно это составляет 100 мл для ванночки 9X12 см и соответственно измененное количество для ванночек других размеров).

  В третью ванночку налейте до половины ее высоты раствор закрепителя.

  Во вторую и четвертую ванночки налейте также до половины их высоты чистой холодной воды. Лучше всего последнюю ванночку поставить под водопроводный кран в раковину или ванну.

  Позади ванночек, на расстоянии полуметра от них, поместите лабораторный фонарь, а на переднем ребре стола повесьте на гвозде полотенце. Поблизости в удобном месте поставьте сосуд с водой для ополаскивания пальцев.

  Важное значение во время обработки имеет температура проявляющего раствора, она сильно влияет на ход и результаты негативного процесса. Нормальная температура для проявления в ванночках составляет от 18 до 20o (так называемая комнатная температура). При пониженной температуре раствора проявление замедляется и достижение нужной плотности негатива затруднено. При повышенной температуре раствора проявление идет быстрее, но увеличивается опасность вуалирования негатива. Принимайте возможные меры для создания и сохранения в течение проявления указанной выше температуры раствора проявителя.

  Температура закрепителя и промывной воды должна быть примерно такой же, как и проявителя, не отклоняясь существенно в ту или другую сторону от нормы 18-20°. Неодинаковая температура всех обрабатывающих растворов неблагоприятно влияет на желатиновый фотослой, не говоря уже о том, что и слишком теплой жидкости он может расплавиться.

  Когда все надлежащим образом подготовлено, тщательно вымойте и вытрите руки, положите в стороне, справа от себя, кассеты с пластинками, предназначенными для проявления, погасите белый свет, еще раз убедитесь в полном затемнении помещения и включите безопасный лабораторный фонарь.

ХОД ОБРАБОТКИ ПЛАСТИНОК И ПЛОСКИХ ПЛЕНОК

Проявление

  Открыв кассету, извлеките экспонированную (заснятую) пластинку и не спеша опустите ее в ванночку с проявителем. При этом необходимо соблюдать пять условий:

  1. Пластинку, сухую или мокрую, во всех случаях можно брать только за ребра (большим и средним пальцами, рис. 37) во избежание повреждения фотослоя или оставления на нем следов пальцев.

Рис. 37. Как нельзя и как нужно держать фотопластинку.
Нельзя касаться слоя

  2. Пластинка в проявителе, как и во всех остальных жидкостях, должна лежать слоевой (матовой) стороной кверху, иначе она будет испорчена.

  3. Проявитель должен сразу покрыть всю пластинку, иначе па негативе появятся неустранимые пятна. Поэтому, как только пластинка положена в ванночку, последнюю быстро наклоните так, чтобы волна проявителя окатила всю пластинку. Во время дальнейшего проявления вся пластинка должна быть покрыта проявителем.

  4. В течение всего проявления ванночку нужно медленно и ритмично покачивать для перемешивания и равномерного действия проявителя по всей пластинке (на сильно освещенных участках проявитель истощается скорее).

  5. Проявляемую пластинку надс оберегать от излишнего действия прямого света лабораторного фонаря, прикрыв ванночку куском картона или фанеры и открывая ее лишь на несколько секунд, безусловно необходимых для быстрого осмотра пластинки, но при этом не приближать к фонарю ближе, чем на полметра. Вполне безопасного света не существует.

  При наблюдении за поведением пластинки в проявителе вы можете встретиться с тремя различными случаями хода процесса проявления в зависимости от характера выдержки при съемке,

  Нормальная выдержка. Примерно через полминуты-минуту после начала проявления на пластинке появляются первые признаки изображения в виде темных мест, соответствующих наиболее ярким участкам (светам) предмета съемки: небо, белая одежда, липа. Затем постепенно начнут появляться полутона и, наконец, детали в темных местах (тенях) сфотографированного предмета.

  Через полторы-две минуты после того как пластинка была опущена в проявитель, выньте ее из ванночки и, держа над последней, рассмотрите на свет лабораторного фонаря. Предмет съемки уже вполне различим на негативе, но изображение не достигло еще необходимой силы.

  Быстро осмотрев пластинку, опустите се обратно в проявитель прикройте от света и продолжайте покачивание ванночки. Наблюдение за дальнейшим образованием изображения ведите через каждые полминуты. Вы заметите, что темные места негатива постепенно становятся все темнее, или, как говорят, плотнее; в то же время непрерывно увеличивается контраст изображения (разница между самыми темными и самыми светлыми его местами).

  Когда видимы все важные детали предмета съемки, наиболее темные места негатива кажутся черными и не просвечивают на свет фонаря, а самые светлые части негатива уже не выглядят ровной белой плоскостью и в них появились мелкие подробности, проявление можно считать законченным.

  Продолжительность проявления зависит от состава и температуры проявляющего раствора, от сорта пластинки, от выдержки и характера объекта съемки Сноска (а также от контрастности фотобумаги, на которой предполагают печатать позитив). Для примера сообщим, что в нормальном метоло-гидрохиноновом проявителе при температуре раствора в 20o негативные пластинки обычно проявляются в течение 6-8 минут, репродукционные и диапозитивные пластинки - около 4 минут. Теплый проявитель работает быстрее, холодный медленнее.

  Изображение на негативе проявляется не рывками, а постепенно и непрерывно. Начинающему фотографу не легко определить момент, когда негатив достиг необходимого качества и пора прекратить проявление. А так как охарактеризовать словесно точные признаки завершения проявления невозможно, то наши указания на этот счет поневоле являются более или менее приблизительными, и было бы весьма полезно, если бы опытный товарищ показал начинающему нормальный негатив и провел с ним пробное проявление правильно экспонированных пластинок.

  Если вы колеблетесь в определении нормальной продолжительности проявления, то лучше немного затянуть его, чем преждевременно прекратить: при чересчур коротком проявлении (недопроявлении) контраст негатива был бы низким и изображение вялым, а подробности в тенях не успели бы выработаться.

  Незначительное перепроявление - меньшее зло; преувеличенный контраст лучше недостаточного контраста. Но слишком длительное проявление (сильное перепроявление) сделало бы негатив чрезмерно контрастным, а при дальнейшей затяжке проявления негатив начал бы вуалироваться в теневых местах, и контраст его стал бы понижаться.

  Если края пластинки, находившиеся под пазами кассеты и потому при съемке не подвергавшиеся действию света, начали вуалироваться (сереть), то это можно считать одним из сигналов к прекращению проявления (при доброкачественности пластинки, проявителя, лабораторного освещения).

  Наконец, учитывайте еще одно обстоятельство: закрепленный негатив при белом свете всегда оказывается более слабым, чем он выглядел при лабораторном освещении до закрепления. Красный свет и непроявленное желтовато-молочное галоидное серебро создают ложное впечатление о контрасте и плотности, и фотолюбитель нередко бывает разочарован слабым, недопроявленным негативом, вынутым из закрепителя. Поэтому заканчивайте проявление по достижении негативом плотности, которая при безопасном свете кажется глазу несколько большей, чем это желательно для готового негатива.

  Мы описали ход проявления правильно экспонированной пластинки. Но могут встретиться и два других случая.

  Передержка. Если изображение на пластинке появляется слишком быстро и не только в светах, но сразу все целиком, это означает, что при съемке была допущена передержка. Она узнается по тому, что негатив имеет все детали в тенях, но недостаточно контрастен. Проявление такой передержанной пластинки ни в коем слу ае нельзя прекращать рано - это дало бы вялый, монотонный негатив. Наоборот, ее нужно проявлять даже несколько дольше обычного, что даст в результате негатив хоть и темный (слишком плотный), но с правильной градацией тонов, пригодный для получения удовлетворительного отпечатка. Избегайте недопроявления при передержке.

  Если же опущенная в проявитель пластинка вся начинает темнеть, покрываясь густой серой вуалью, за которой неразличимо изображение,- это свидетельствует о многократной передержке Сноска, исправить последствия которой начинающий фотолюбитель не сможет.

  Неподержка. Если изображение появляется на пластинке очень медленно (света - не столь быстро, как в первом случае, подробности в полутонах-гораздо медленнее обычного, а детали в тенях совсем не появляются), значит при съемке была допушена недодержкаСноска. Было бы бесполезным слишком долго продолжать проявление недодержанной пластинки в надежде, что на ней могут появиться те детали в тенях, которые не запечатлелись при съемке. Длительное проявление привело бы лишь к чрезмерному контрасту между самыми светлыми и самыми темными частями изображения, а затем и к вуали. Как только негатив начнет вуалироваться, проявление надо прекратить. Избегайте перепроявления при недодержке.

  Если же на пластинке по прошествии нескольких минут обработки в проявителе возникли лишь редкие детали в наиболее светлых местах объекта съемки, а вся пластинка остается белой, мы имеем дело с очень сильной (во много раз) недодержкой при съемке, не поддающейся исправлениюСноска. Небольшая практика научит вас разбираться в тех или иных особенностях хода проявления и более или менее безошибочно определять, момент, когда нужно прекратить проявление и перейти к следующей стадии обработки.

Промежуточная промывка

  Когда вы найдете, что пластинка достаточно проявилась, промойте ее для удаления проявителя в течение 1/4 минуты во пторой ванночке с чистой водой (при покачивании), а затем перенесите в третью ванночку, содержащую закрепитель.

Закрепление

  Закрепить негативное изображение - значит сделать его прочным, устойчивым по отношению к действию света. В образовании видимого изображения участвовало, превратившись в металлическое серебро, около 1/5 галоидного серебра пластинки. Остальные 4/5 сохранили светочувствительность и под влиянием света (даже без проявления) постепенно темнели бы, в конце концов закрыли бы изображение. Кроме того, при наличии галоидного серебра негатив остается непрозрачным в теневых местах.

  Все неиспользованное (незатронутое светом и потому непроявленное) галоидное серебро удаляется обработкой в закрепителе (на металлическое серебро изображения он не действует).

  Закрепление сначала ведется при красном свете. Опустив пластинку в ванночку с закрепителем, время от времени покачивайте ее. За постепенным растворением желтовато-молочного или розовато-молочного галоидного серебра удобно наблюдать по оборотной (стеклянной) стороне пластинки. Происходит оно неровно, местами, но это не имеет значения.

  Когда вся пластинка как бы потемнела, очистившись от галоидного серебра (это достигается после 7-8 минут обработки в обыкновенном закрепителе), вы можете включить белый свет, однако оставьте пластинку в закрепителе еще на такое же время, какое протекло от начала закрепления до полного исчезновения "молочного" слоя (иначе оставшиеся в желатине вещества впоследствии дадут на негативе желто-коричневые пятна или приведут к выцветанию изображения). Обычно для полного закрепления достаточно 15 минут.

  Для закрепленного негатива безвреден любой свет.

  Не экономьте чрезмерно закрепитель: на обработку одной пластинки 9х12 см (или двух пластинок 6 х9 см) расходуется 20 мл раствора (то есть 3 г безводного тиосульфата или 5 г кристаллического).

Окончательная промывка

  После закрепления негатив нужно основательно промыть в воде для полного удаления из его слоя закрепителя и других веществ, образовавшихся в процессе обработки (остатки их могли бы попортить негатив).

  Окончательную промывку лучше производить, поставив ванночку с негативами на полчаса под медленно текущую проточную воду, например из водопроводного крана. Во избежание повреждения фотослоя струя воды должна быть слабой и падать не непосредственно на негатив, а на стенку ванночки или на свободную часть ее дна.

  При отсутствии проточной воды негативы можно промыть в течение часа в воде, сменяемой каждые 5-6 минут (но не в той ванночке, где происходила промежуточная промывка между проявлением и закреплением).

  По окончании промывки осторожно смойте с фотослоя приставшие нерастворимые твердые частицы, легко проведя по нему в одном направлении куском чистой ваты, обильно смоченной водой. Затем держа негатив уголком книзу, стряхните с него остатки влаги, вытрите стеклянную сторону сухой тряпкой и поставьте сушиться.

Сушка

  Сушить негативы надо в чистом помещении, свободном от пыли, которая легко приклеивается к размокшей желатине, вызывая на отпечатках белые точки и пятнышки.
Рис. 38. Негативы на сушильном станочке

  Для сушки стеклянные негативы устанавливаются в сушильный станочек (рис. 38). Он имеет часто прорезанные желобки, но это не означает, что их следует подряд заполнять негативами. Если негативы стоят очень близко друг к другу, то циркуляция воздуха между ними затруднена, и они высыхают не только медленно, но и неравномерно (в отношении времени и плотности). Поэтому рекомендуем сохранять между негативами промежутки по 3 см. Если негативов много, то для экономии места можно расставить их попарно, стеклянными сторонами друг к другу, в соседние желобки, отделяя такие пары (то есть слоевые стороны соседних пар) промежутками в несколько прорезей.

  Через несколько минут пребывания негативов на станочке удалите (стяните) посредством кусочка промокательной бумаги или смоченной и отжатой ткани воду, накопившуюся в нижнем уголке каждого негатива. Эту операцию можно повторить.

  Не пытайтесь ускорять сушку, выставляя негативы на солнце или к теплой печке: это может бесповоротно погубить их, так как разбухшая от воды желатина при нагревании легко плавится.

  Переносить частично высохшие негативы для досушивания в другое помещение не следует: при сушке в неодинаковых температурных условиях тоже могут появиться неустранимые неравномерности - темные пятна.

  Сушка длится несколько часов.

  В заключение протрите дочиста стеклянную сторону негативов.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ПЛОСКИХ ПЛЕНОК

  Листы форматной пленки обрабатываются в ванночках подобно пластинкам. Разница лишь в некоторых технических приемах из-за свойств целлулоидной подложки.

  Брать пленку можно только за самые уголки. Пленка способна выгибаться и высовываться из растворов, поэтому при обработке пленки наливайте в ванночки несколько больше жидкости, чем для пластинок (до 3/4 высоты каждой ванночки).

  Взяв лист пленки за уголок, погрузите его в проявитель и несколько раз быстро двигайте вперед и назад. Делается это для того, чтобы фотослой пленки равномернее пропитался проявителем, чтобы на нем не осели пузырьки воздуха и чтобы пленка не прилипла ко дну ванночки.

  В течение всего проявления следите, чтобы пленка не прилипала ко дну ванночки.

  На первых порах проявляйте только по одному листу пленки: так легче наблюдать за появлением изображения.

  Закреплять и промывать удобно сразу по нескольку (например, по шесть) листов пленки, положенных один па другой. В этом случае для равномерности обработки и предотвращения слипания пленок ванночку нужно непрерывно покачивать, останавливаясь лишь для перекладывания листов (нижний - наверх и т. д.): при закреплении - каждые 3 минуты, при промывке - каждые 5 минут.

  Впоследствии таким же способом, при непрерывном перекладывании, можно будет одновременно проявлять в ванночке по нескольку (4-6) листов пленки.

  Для сушки лист пленки приколите булавкой за уголок к ребру полки или же, проколов уголок, подвесьте на нитке или проволочным крючком к протянутой бечевке так, чтобы он не мог соприкоснуться с соседними листами.

ХРАНЕНИЕ НЕГАТИВОВ

  Даже высушенный негатив легко загрязняется от прикосно- вения к фотослою влажных или нечистых пальцев, следы которых дадут знать о себе при фотоувеличении. Поэтому и в дальнейшем прикасайтесь к негативам только за ребра.

  Стеклянные негативы храните в коробках из-под пластинок сложенными попарно, слоем к слою. На коробках сделайте опознавательные надписи.

  Для коробок с негативами удобно приспособить одну или несколько полок (рис. 39).

  Негативы на листовой пленке храните в конвертах под небольшим давлением (например, в книге) для предотвращения коробления.

Рис. 39. Полка для хранения стеклянных негативов в коробках из-под пластинок

  К склеенной стороне конверта негатив должен быть обращен целлулоидом; если негативов несколько, остальные складывайте слоем к слою.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

  Итак, вся лабораторная обработка пластинок и плоских пленок состоит из проявления примерно в течение 6 минут, короткой промежуточной промывки, 15-минутного закрепления, получасовой завершающей промывки и сушки.

  От качества негатива зависит качество будущего фотоотпечатка. Поэтому проводите негативный процесс с максимально возможным старанием, аккуратностью, чистотой.

  Перед началом работы ополосните сосуды и ванночки.

  Если для растворения химикатов вы пользовались подогретой водой, не начинайте обработку, прежде чем растворы охладятся до комнатной температуры.

  Растворы проявителя и закрепителя не должны взаимно загрязняться: попадание даже капель одного из них в другой преждевременно испортит его, вызовет на негативах желтые пятна. Поэтому растворять, применять, сохранять проявитель и закрепитель необходимо в разных сосудах. Ванночки с проявителем и закрепителем не ставьте близко одну к другой.

  Приучитесь в ванночке с проявителем оперировать только правой рукой, а в ванночке с закрепителем - только левой рукой. Замочив случайно пальцы не той (правой) руки в закрепителе, тщательно вымойте их, прежде чем окунуть в проявитель.

  Не забывайте, что влажный фотослой очень чувствителен к малейшему механическому воздействию. Принимайте все меры, чтобы исключить возможность соприкосновения такого слоя с чем-либо могущим повредить его.

  Нет никакой надобности в поспешности при погружегши пластинки в проявитель. Наоборот, опасность возникновения на ее поверхности воздушных пузырьков, под которыми проявления не происходило бы, уменьшается, если сухой фотослой заливается раствором сравнительно медленно и равномерно.

  Не вынимайте пластинку из проявителя для осмотра изображения слишком часто - это может вызвать на негативе неравномерно проявленные полосы и вуаль.

  Проявляйте пластинки по одной, но закреплять и промывать вы можете сразу столько, сколько помещается в ванночке (например, четыре), следя при этом, чтобы один стеклянный негатив не царапал слой соседнего.

  Во время обработки не забывайте покачивать ванночки: проявочную и для промежуточной промывки - непрерывно, за- крепительную и последнюю промывочную - время от времени.

  Не стремитесь сохранять использованный раствор закрепителя для повторных обработок: старый, побуревший или истощенный закрепитель может оказать вредное действие на обрабатываемые изображения.

  В этом уроке мы рассказали о нормальной лабораторной обработке плоских фотоматериалов. Особые условия и задачи проявления, сложные случаи будут описаны в 13-м уроке.

  Для фотолюбителей, работающих на пластинках и плоских пленках, в следующем уроке непосредственный интерес представит отдел "Оценка готовых негативов" (стр. 132).

Урок 6. Негативный процесс (окончание).


Назад На начало Следующая
Написать 
письмо
TopPhoto.ru - рейтинг
фоторесурсов