Микулин В.П.
25 уроков фотографии

УРОК 14
ПОСЛЕДУЮЩЕЕ УЛУЧШЕНИЕ НЕГАТИВОВ


Химические способы улучшения негативов.- Ослабление.- Усиление.- Техническая ретушь негативов

ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ НЕГАТИВОВ

  Правильная выдержка при съемке и правильно проведенный негативный процесс дают нормальный негатив, позволяющий получить позитивное изображение, правильно передающее объект съемки, то есть такой позитив, оптические плотности всех участков которого находятся в соответствии с зрительной яркостью передаваемых ими частей объекта съемки.

  Вы уже знаете, что нормальный негатив обладает следующими качествами: 1) наличием всех деталей предмета съемки как в светах, так и в тенях; 2) достаточной, но не чрезмерной общей оптической плотностью (непрозрачностью); 3) правильным контрастом, то есть плотностью отдельных участков, соответствующей (в обратном отношении) яркостям объекта съемки.

  Если же характеристики негатива существенно отклоняются от этих идеальных (или от иных, желательных фотографу) требований, то иногда с пользой могут быть применены химические способы улучшения негативного изображения - ослабление и усиление.

  Ослабление уменьшает общую оптическую плотность фотографического изображения без изменения контраста или с понижением его. Усиление увеличивает как общую оптическую плотность фотоизображения, так и его контраст. Теоретически эти способы дополнительной обработки применимы и к позитивному фотоизображению, но практически большей частью целесообразнее изготовить новый отпечаток взамен неудовлетворительного, нежели ослаблять или усиливать его.

КОГДА ПРИБЕГАЮТ К ОСЛАБЛЕНИЮ ИЛИ УСИЛЕНИЮ

  В современной фотографической практике роль ослабления и усиления не велика: сейчас выпускается столько сортов фотобумаги, что для любого по контрасту негатива можно подобрать подходящую степень контрастности фотобумаги, которая даст правильное позитивное фотоизображение. Таким образом, большей частью нет смысла заниматься химическим улучшением негативов, тем более, что нельзя ожидать, чтобы обработанные ослабителем или усилителем негативы стали так же хороши, как полученные в результате правильной выдержки и нормального проявления.

  Надо также учитывать, что процессы ослабления и усиления, требующие большой осторожности и внимательности, могут иногда вследствие несоблюдения всех указаний или по неопытности фотолюбителя окончательно испортить не совсем удачный негатив.

  Поэтому по возможности следует обходиться без ослабления и усиления.

  Тем не менее могут встретиться случаи, когда плотность и контраст негатива необходимо изменить, подогнав их к нормальным или к другим желательным для фотографа значениям. Так, надобность в последующем исправлении негативов возникает:

  1. При отсутствии полного подбора сортов фотобумаги по контрастности или при наличии лишь одного сорта ее.

  2. При изготовлении диапозитивов (прозрачных позитивов), материал для печатания которых не представляет широкого выбора по контрастности.

  3. Когда ненормальная плотность негатива требует выдержек, неудобных по техническим причинам для позитивного процесса.

Таблица 34 ВЫБОР СПОСОБА ХИМИЧЕСКОГО УЛУЧШЕНИЯ НЕГАТИВА
Недостаток негатива Влияние на позитивИсправление
Плотность чрезмерна Очень длительное печатаниеОслабление
Плотность мала Вялые позитивыУсиление
Контраст чрезмерен Жесткие позитивыОслабление
Контраст мал Вялые позитивыУсиление
Серая вуаль Вялые позитивы, длительная выдержка при печатанииОслабление

  Выбор того или иного мероприятия по изменению фотографических качеств негативов определяется из приводимой ориентировочной табл. 34.

  Ослабители исправляют последствия передержки, перепроявления, воздействия постороннего света (вуаль). Усилители исправляют последствия небольшой недодержки, недопроявления.

  Способы химического улучшения фотоизображений полностью применимы ко всем негативам для контактного печатания, то есть от формата 6х9 см и более. Малоформатные кинопленочные негативы, предназначенные для проекционного печатания, усиливать не рекомендуется ввиду непременно сопутствующего увеличения зернистости; ослабители же в этом отношении могут применяться с меньшими опасениями.

Правила дополнительной обработки негативов

  В практической работе соблюдайте следующие общие для ослабления и усиления правила:

  1. Подвергать негатив химическому исправлению лучше непосредственно после промывки, завершающей негативный процесс, до сушки.

  2. Перед обработкой уже высушенного негатива его необходимо размочить в воде в течение получаса.

  3. Негатив должен быть после проявления хорошо закреплен и основательно промыт.

  4. Перед ослаблением или усилением негатива полезно (но не обязательно) для предотвращения излишнего размягчения желатинового слоя задубить его в растворе следующего состава:

Вода200 мл
Формалин2 мл
Сода безводная1 г
(или сода кристаллическая 2,5 г)

  После трехминутного пребывания в этом растворе негатив ополосните, положите на 5 минут в свежий кислый закрепитель, хорошо промойте, а затем уже приступите к дальнейшей обработке.

  5. Обрабатывать следует по одному негативу.

  6. Растворы должны покрывать весь негатив; ванночку покачивайте в течение всей обработки.

  7. Вся обработка производится при белом свете - искусственном или слабом дневном (избегайте прямых солнечных лучей).

  8. Из ослабителя негатив нужно вынуть немного раньше, чем он достигнет желаемой степени ослабления, так как ослабление продолжается еще в начале промывки.

  9. После окончания химической обработки негатив основательно промойте, протрите со стороны слоя кусочком мокрой ваты и высушите.

  Прежде чем приступить к химическому улучшению негативов, имеющих ценность, обязательно попрактикуйтесь в ослаблении и усилении ненужных негативов.

  Готовые сухие смеси ослабителей и усилителей продаются в патронах (способ растворения указывается на этикетках).

  Ниже мы приведем основные рецепты для самостоятельного составления ослабляющих и усиливающих растворов.

ОСЛАБЛЕНИЕ

  Ослаблением называется процесс фотографической обработки, в результате которого уменьшается общая оптическая плотность проявленного изображения.

  Надобность в ослаблении вызывается следующими причинами:

  1. Чрезмерная общая плотность негатива, требующая очень длительной выдержки при позитивном процессе, что несущественно при единичном отпечатке, но мало приемлемо при массовых увеличениях.

  2. Чрезмерный контраст негатива при отсутствии подходящего (малоконтрастного) позитивного материала.

  3. Серая вуаль, покрывающая весь негатив.

  Процесс ослабления заключается в окислении некоторого количества металлического серебра, образующего изображение, в растворяемую серебряную соль и в удалении этой соли из фотослоя.

ТИПЫ ОСЛАБИТЕЛЕЙ

  По характеру даваемых ими результатов ослабители можно разделить на две группы: 1) ослабители, осветляющие негатив (ослабители поверхностного действия) и 2) ослабители, понижающие контраст негатива (ослабители пропорционального и прогрессивногоСноска действия).

  Ослабители поверхностного действия влияют на поверхность фотослоя, уменьшая оптические плотности всех участков негативного изображения на одну и ту же величину. Металлическое серебро равномерно удаляется со всей площади негатива (независимо от того, тени это, полутона или света), оно как бы снимается или вычитается (отсюда и другое название этих ослабителей: субтрактивные, или вычитающие). В результате общая или средняя плотность негатива уменьшается, но контраст его не изменяется (рис. 71, Б)Сноска. Поверхностные ослабители применяются для улучшения слишком плотных - передержанных, а также завуалированных негативов.

Рис. 71. Схема действия ослабителей:
А - плотности негатива до ослабления; Б - поверхностное ослабление; В - пропорциональное ослабление; Г - прогрессивное ослабление

  Ослабители пропорционального действия равномерно влияют на всю толщу фотослоя, удаляя из каждого участка негатпва металлическое серебро в количестве, пропорциональном количеству серебра, содержащемуся в данном участке негатива: в тенях удаляют меньше всего серебра, в полутонах - несколько больше и более всего в светах. Оптические плотности участков негатива уменьшаются в одинаковом процентном отношении; в результате понижается не только общая плотность негатива, но и его контраст (рис. 71, В).

  Пропорциональные ослабители применяются для улучшения слишком контрастных и слишком плотных (то есть перепроявленных) негативов.

  Ослабители прогрессивного действия (называемые также суперпропорциональными) оказывают на фотоизображение прогрессирующее влияние, степень которого возрастает по мере увеличения содержания серебра: из более плотных участков негатива они удаляют большее в процентном отношении количество металлического серебра, чем из менее плотных (тени при коротком действии почти не затрагиваются). В результате контраст негатива сильно понижается (рис. 71, Г). Прогрессивные ослабители применяются для улучшения чрезмерно кон- трастных негативов, получившихся вследствие недодержки и перепроявления или для перепроявленных негативов при контрастном объекте съемки.

РЕЦЕПТЫ ОСЛАБИТЕЛЕЙ

Поверхностный ослабитель

  Этот популярный ослабитель применяется для удаления вуали и общего осветления негатива. Он состоит из раствора красной кровяной соли (железосинеродистый калий) и тиосульфата натрия (гипосульфит). При его действии металлическое серебро изображения окисляется железосинеродистым калием, в результате чего образуется железистосинеродистое серебро, растворимое в тиосульфате и потому переходящее из слоя в раствор ослабителя.

  Обработка производится в одном растворе. Однако так как этот рабочий раствор очень быстро разлагается и перестает действовать, необходимо предварительно приготовить два запасных раствора, которые раздельно хорошо сохраняются:

  Запасный раствор N 1

Вода200 мл
Красная кровяная соль1 г

  Сохранять в темной бутылке.

  Запасный раствор N 2

Вода200 мл
Тиосульфат натрия10 г

  Непосредственно перед обработкой смешайте равные объемы обоих растворов в количестве, достаточном для покрытия негатива ослабителем, и немедленно вылейте на негатив, положенный в ванночку слоем кверху. Ванночку слегка покачивайте.

  Негатив начнет постепенно ослабляться как в темных, так и в светлых местах. Внимательно следите за тем, чтобы не исчезли подробности в тенях и чтобы не растворилось большое количество серебра в местах нахождения полутонов. Для этого негатив вынимайте из ослабителя и рассматривайте на просвет против окна. Белая ванночка облегчает наблюдение, делая ненужным частое вынимание ослабляемого негатива.

  По достижении желательной степени ослабления негатив основательно (как после закрепления) промойте и поставьте сушиться.

  После удаления негатива из ослабителя действие последнего прекращается не сразу; поэтому целесообразно перенести негатив в воду для промывки несколько раньше, чем он достигнет нужной степени ослабления.

  Мы уже упоминали о том, что смешанный (рабочий) раствор быстро портится. Поэтому если через 5 минут после начала процесса еще не достигнута желательная степень ослабления, замените раствор свежесмешанным и продолжайте обработку.

  Для очень сильного ослабления возьмите запасного раствора N 2 вдвое меньше, чем раствора N 1. Для более легкого действия смесь равных объемов обоих растворов разбавьте вдвое водой.

  Смешанный раствор можно использовать для ослабления только одного негатива.

Пропорциональный ослабитель

  Этот ослабитель с марганцовокислым калием и надсернокислым аммонием применяется для слишком плотных, перепроявленных негативов.

  Приготовьте три запасных раствора, которые раздельно хорошо сохраняются:

  Запасный раствор N 1

Вода250 мл
Марганцовокислый калий0,1 г

  Запасный раствор N 2

Вода250 мл
Серная кислота (10%-ный раствор)4 мл

  Запасный раствор N 3

Вода250 мл
Надсернокислый аммоний15 г

  Непосредственно перед обработкой смещайте равные объемы всех трех растворов в необходимом количестве.

  Когда ослабление достигло желаемой степени, негатив для осветления перенесите на 5 минут в 1%-ный раствор метаби-сульфита калия, а затем основательно промойте.

Прогрессивный ослабитель

  Ослабитель, содержащий надсернокислый аммоний, сильнее действует па света (менее прозрачные участки негатива), чем на полутона, и потому применяется для смягчения невуалированных, чересчур контрастных негативов, получившихся в результате съемки контрастно освещенных объектов и перепроявления или вследствие недодержки и перепроявления.

  Ослабитель не сохраняется, и потому его надо составлять непосредственно перед употреблением.

Вода100 мл
Надсернокислый аммоний2 г
Серная кислота (10%-ный раствор)1 мл
Хлористый натрий (поваренная соль)1 крупинка

  Надсернокислый аммоний должен быть невыветрившимся и слегка потрескивать при растворении, Отдельно приготовьте раствор:

Вода100 мл
Сульфит натрия безводный5 г
(или сульфит кристаллический 10 г)

  Ослабление начинается не сразу, а примерно через одну минуту после погружения негатива в раствор надсернокислого аммония, и протекает энергично. Эту особенность ослабителя учитывайте, чтобы вовремя остановить ослабление. Сначала в самых плотных местах негатива появляется беловатый налет, затем ослабление начинает идти быстро, и нужно быть очень внимательным, чтобы вовремя прекратить процесс.

  Если ослабление идет слишком быстро, в раствор добавьте воды.

  Для прекращения ослабления негатив без предварительной промывки перенесите в указанный выше раствор сульфита натрия, где оставьте на 5-10 минут. Этот раствор уничтожит оставшийся в фотослое Надсернокислый аммоний, который без этого продолжал бы действовать и далее, во время промывки.

  Затем тщательно промойте негатив.

  Этот ослабитель наиболее капризен и при недостаточно тщательном составлении может не дать хороших результатов, кроме того, он весьма чувствителен к посторонним примесям, содержащимся обычно в воде и могущим вызывать неудачи при работе с ним.

Ослабитель, уменьшающий зернистость

  Этот ослабитель особенно пригоден для малоформатных кинопленочных негативов, проявленных контрастно и потому крупнозернистых, так как он одновременно с ослаблением плотностей уменьшает зернистость.

  Очень тщательно промытый негатив сперва обрабатывается раствором:

Вода150 мл
Сернокислая медь (медный купорос)20 г
Хлористый натрий (поваренная соль)20 г
Серная кислота (10%-ный раствор)50 мл

  В этом растворе негатив отбеливается (происходит окисление металлического серебра в хлористое). После короткой промывки отбеленный негатив проявите в мелкозернистом проявителе до тех пор, пока процесс проявления дойдет до глубины слоя. Наблюдение за наступлением этого момента ведите по оборотной стороне негатива. Обычно для такого проявления достаточно двух минут. Могущая возникнуть легкая белая вуаль не вредит негативу. При слишком коротком проявлении пропадают детали в светах.

  По окончании проявления негатив обработайте в кислом закрепителе, промойте и высушите, как обычно.

ГАРМОНИЗАЦИЯ НЕГАТИВА

  Гармонизацией называется способ тонального выравнивания негатива, стоящий между прогрессивным ослаблением в усилением. В результате его ослабляются света без одновременного ослабления теней и слабых полутонов. Он полезен для очень контрастных, а также для недодержанных и затем перепроявленных негативов.

  Сначала надо отбелить негатив в следующем растворе:

Вода230 мл
Двухромовокислый калий
Соляная кислота (10%-ный раствор)15 мл
Бромистый калий (10%-ный раствор)12,5 мл

  По достижении полного отбеливания (наблюдается с оборотной стороны негатива и на просвет), при котором металлическое серебро изображения превращается в бромистое и хромовокислое, негатив промойте в воде до исчезновения желтой окраски и затем вновь проявите слабым проявителем следующего состава:

Вода250 мл
Метол0,5 г
Сульфит натрия безводный2,5 г
(или сульфит кристаллический 5 г)
Сода безводная2,5 г
(или сода кристаллическая 7 г)

  Проявление нельзя затягивать. При обработке в этом проявителе от 1 до 2 минут (при 18-20o) металлическое серебро восстановится в тенях и полутонах, но света не успевают проявиться до конца, и оставшееся здесь бромистое серебро растворится в еакрепителе. В результате будет иметь место ослабление светов и других более плотных участков негатива; средние плотности останутся без изменения; одновременно малые плотности - тени и слабые полутона-слегка усилятся. Произойдет тональное выравнивание негатива.

  После такого короткого проявления негатив следует, ополоснув водой, погрузить на 5 минут в кислый аакрепитель, а затем хорошо промыть и высушить.

МЕСТНОЕ ОСЛАБЛЕНИЕ

  Местное ослабление позволяет ослабить света негатива.

  Для местного ослабления негатив (если он был высушен) предварительно размочите в течение получаса в воде. Отжав материей или промокательной бумагой воду, положите негатив слоем кверху на горизонтально лежащее стекло, освещаемое снизу.

  Затем по влажному фотослою с помощью мягкой кисточки или ватного тампона наносите разбавленный водой поверхностный ослабитель (с красной кровяной солью), покрывая им те места, которые подлежат ослаблению... По окончании ослабления промойте негатив.

  Работая кисточкой или тампоном, необходимо придерживаться контуров изображения. Чтобы ослабитель не расплывался по негативу, кисточку и ватку не следует обильно смачивать.

  В позитивном процессе описанный способ местного ослабления применяется для доведения ярких светов фотоотпечатка до белизны подложки, если они не получились чисто белыми в результате проявления, для осветления участков неба, для усиления световых бликов на предметах, для удаления серого фона на штриховых репродукциях и т. д.

УСИЛЕНИЕ

  Усилением называется процесс фотографической обработки, в результате которого увеличивается общая оптическая плотность и повышается контраст проявленного серебряного изображения, а прозрачность его уменьшается.

  Желательность усиления негатива может возникнуть в следующих случаях.

  1. Недостаточный контраст негатива при отсутствии подходящего позитивного материала.

  2. Малая общая плотность негатива, требующая слишком короткой выдержки при позитивном процессе, практически неосуществимой или неудобной.

  3. Отдельные участки негатива настолько прозрачны, что на отпечатках эти места получаются слишком темными и лишенными подробностей.

  Следует помнить, что в результате усиления усиливаются слабо выраженные подробности в тенях, но тех подробностей, которые вовсе отсутствуют на негативе, нельзя вызвать никакой химической обработкой. Усиление помогает тогда, когда негатив содержит все нужные элементы изображения, слабо выявленные недостаточным проявлением; там же, где свет при съемке не произвел минимально необходимого воздействия на фотослой, усилитель бессилен.

Рис. 72. Схема действия усилителя

  Действие усилителя схематически показано на рис. 72, Перед усилением завуалированного негатива нужно удалить вуаль (поверхностным ослабителем), иначе одновременно с усилением изображения станет усиливаться и вуаль.

РЕЦЕПТЫ УСИЛИТЕЛЕЙ

Хромовый усилитель

  Рекомендуем читателям в первую очередь хромовый усилитель ввиду его надежности в работе, прочности усиленного им изображения. Хотя он дает сравнительно умеренную степень усиления, ценным его качеством является действие преимущественно на слабо выработанные участки негатива. В результате обработки хромовым усилителем к частицам металлического серебра, составляющего изображение, добавляется новое непрозрачное вещество, вследствие чего увеличиваются оптические плотности негатива (примерно на 50%).

  Обработка делится на два этапа: отбеливание и чернение.

  Сначала серебряное изображение отбеливается раствором двухромовокислого калия (хромпик) и соляной кислоты. После отбеливания негатив должен быть чернен (вторично проявлен) проявителем нормального состава. Затем следуюг промывка и сушка.

  Отбеливатель

Вода250 мл
Двухромовокислый калий2,5 г
Соляная кислота (10%-ный раствор)5 мл

  Негатив погрузите в отбеливатель и оставьте там до исчезновения черных следов изображения (наблюдение ведите по оборотной стороне негатива). Полное отбеливание занимает от 30 секунд до 3 минут; при неполном отбеливании может получиться относительно более высокая степень усиления небольших плотностей по сравнению с более плотными участками негатива.

  По окончании отбеливания промойте негатив в проточной воде до полного удаления из слоя следов двухромовокислого калия (до исчезновения желтоватой окраски фотослоя), что достигается обычно в полчаса.

  После этой промежуточной промывки отбеленный негатив следует чернить в нормальном проявителе, работающем быстро и не окрашивающем негатив: метоло-гидрохиноновом, метоловом, параминофеноловом Сноска.

  Проявитель должен быть еще неиспользованным и после чернения выливается.

  Чернение длится от 3 до 15 минут (при 20o) в зависимости от состава проявителя и от желаемой степени усиления. В течение всей обработки проявителем негатив в ванночке нужно освещать полным дневным светом (не прямыми лучами солнца) или возможно более ярким электрическим светом, иначе усиление не будет полным.

  После чернения негатив ополосните в воде и перенесите на 5 минут в закрепитель (лучше кислый), затем основательно промойте и высушите.

  Если достигнутую степень усиления вы найдете недостаточной, то процесс усиления можно повторить (уже усиленный негатив снова отбелить и еще раз проявить), однако производить эту обработку одного негатива более двух раз нецелесообразно, так как дальнейшая степень усиления будет незначительной.

  От прибавления к 100 мл отбеливателя 5 мл 10%-ного раствора бромистого калия скорость отбеливания увеличится и степень усиления повысится.

  Двухромовокислый калнй (а следовательно, и приготовленный с ним отбеливатель) ядовит и опасен даже в самых малых количествах; поэтому необходимо наклеить на сосуды с ним ярлыки с надписью "яд", содержать вещество и раствор под замком, применять их с осторожностью и следить, чтобы крупинки хромпика не попали в порезы и царапины на пальцах, тщательно мыть руки мылом после обработки.

Хинон-тиосульфатпый усилитель

  Этот новый и потому еще малоизвестный однорастворный усилитель дает наибольшую степень усиления на высокочувствительных негативных материалах. Он весьма полезен для очень слабых, сильно недодержанных негативов, полученных при съемках в неблагоприятных световых условиях (быстрые съемки в пасмурную погоду, моментальные съемки при искусственном освещении).

  Сущность усиления состоит в том, что печатная плотность серебряного изображения повышается в результате прибавления к нему нового вещества, имеющего коричневатую окраску и являющегося продуктом взаимодействия окислившегося гидрохинона и хромовых соединений. Усиленное фотоизображение имеет коричневатый цвет, оно менее долговечно, чем негативы, усиленные хромом, но в нормальных условиях сохраняется не менее 5 лет.

  Усиленное изображение разрушается подкисленным тиосульфатом, поэтому негативы, обработанные хинон-тиосульфатным усилителем, не должны случайно быть положены в закрепитель или в промывную воду с остатками закрепителя.

  Перед усилением или в процессе обработки не касайтесь пальцами фотослоя во избежание появления пятен на нем.

  Хорошо промытый негатив перед усилением должен дубиться в щелочном формалиновом дубителе (см. "Правила дополнительной обработки негативов" в начале этого урока) в течение 5 минут при 20o и затем (без обработки в закрепителе) промываться 5 минут.

  Результаты усиления постепенно ухудшаются при содержании более 1 части хлористого натрия на 40000 частей воды, используемой для приготовления трех растворов, составляющих этот усилитель. Поэтому при сомнении относительно содержания хлорида лучше пользоваться дистиллированной или дождевой водой. По этой же причине сосуды для приготовления, хранения и применения усилителя должны быть совершенно чистыми.

  Предварительно приготовьте три запасных раствора, В закупоренных бутылках они сохраняются месяцами.

  Запасный раствор N 1

Вода (около 20o)200 мл
Серная кислота (10%-ный раствор)100 мл
Двухромовокислый калий7,5 г
Водадо 335 мл

  Запасный раствор N 2

Вода (около 20o)250 мл
Метабисульфит калия1,3 г
Гидрохинон5 г
Водадо 335 мл

  Запасный раствор N 3

Вода (около 20o)250 мл
Тиосульфат натрия безводный5 г
(или тиосульфат кристаллический 7,5 г)
Водадо 335 мл

  Рабочий раствор усилителя составляется путем смешения трех запасных растворов в следующем порядке:

  Рабочий раствор

Запасный раствор N 11 часть
Запасный раствор N 22 части
Запасный раствор N 32 части
Запасный раствор N 11 часть

  Запасные растворы прибавляйте один за другим медленно, при непрерывном размешивании. Указанная последовательность смешения (растворы N 1, N 2, N 3 и затем снова N 1) имеет очень существенное значение и потому обязательна.

  Смешивать рабочий раствор лучше непосредственно перед обработкой (хотя без использования он может сохраняться два-три часа).

  Обрабатывайте в ванночке одновременно только по одному негативу. Во время обработки почаще покачивайте ванночку с негативом, чтобы предотвратить возникновение полос и неравномерностей.

  Обычно наибольшая степень усиления достигается после обработки усилителем в течение 10 минут при температуре раствора в 20o; для меньшего усиления надо сократить это время. Однако встречаются фотослои, негативные изображения на которых продолжают еще усиливаться и по истечении десятиминутного срока. Проверьте это практически на ненужном негативе.

  После усиления промойте негатив в течение 10-20 минут в проточной воде и высушите.

  Рабочий раствор усилителя следует использовать только один раз, а затем вылить, так как уже использованный однажды смешанный раствор может вызвать появление серебряного налета на поверхности негативного фотоизображения.

УСИЛЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ КОНТРАТИПИРОВАНИЯ

  Контратипированием называется способ получения повторного негатива, одинакового с оригинальным негативом или улучшенного. Состоит он из двух стадий.

  Сначала посредством печатания (контактного или проекционного) на фотопластинке или пленке с оригинального негатива изготовляется промежуточный диапозитив (прозрачный позитив).

  Затем посредством печатания на пластинке или пленке с полученного промежуточного диапозитива изготовляется контратип (повторный негатив).

  При контратипировании, имеющем целью усиление контраста негатива, применяются светочувствительные материалы, обладающие большой контрастностью: репродукционные (штриховые) и диапозитивные пластинки, позитивная и фототехническая пленка. Чем выше контрастность фотоматериала в каждой из стадий, тем контрастнее получится конечный контратип.

  В результате двукратного использования очень контрастных фотоматериалов контраст повторного негатива по сравнению с оригинальным возрастает в несколько раз, что недостижимо ни при каком химическом усилении. Таким образом возможно получить нормальные по контрасту контратипы с очень передержанных или с очень вялых монотонных оригинальных негативов. При этом оригинальный негатив избавляется от риска, связанного с химической обработкой.

  Экспозиция в обоих случаях должна быть правильной, проявление - нормальным для данного фотоматериала.

ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕТУШЬ НЕГАТИВОВ

  После проявления, закрепления и сушки на негативе в силу тех или иных фабричных недостатков фотослоя или механических соприкосновений нередко оказываются изъяны в виде пятен, царапин и других повреждений. Перед тем как приступить к изготовлению позитивов, изъяны эти следует по возможности устранить технической ретушью, чтобы на отпечатках не получилось их следов. Техническую ретушь должен уметь делать каждый фотолюбитель.

  Высушенный негатив рассмотрите на просвет. Обнаруженные изъяны большей частью могут быть смягчены тушью. Тушью закрываются маленькие прозрачные точки в фотослое, незначительные трещины и царапины, которые вышли бы на отпечатке черными. Эти изъяны надо покрывать тушью так, чтобы они по плотности тона вполне совпадали с окружающими участками изображения, то есть при печатании пропускали столько же света и потому не выделялись бы на позитиве.

  Закраска изъянов негатива под окружающий тон требует навыка. Пока этого навыка нет, можно закрашивать пятнышки и царапины посильнее.

  Тогда на отпечатке они выйдут белыми, и там их легче закрасить в один тон с окружающим.
Рис. 73. Складной ретушеваль ный станок в рабочем положении:
1 - матовое стекло для негатива; 2 - зеркало, отражающее свет на матовое стекло; 3 - "зонт" из зеленой материи для защиты глаз от верхнего света

  Для заделки пятнышек и царапин применяются китайская тушь (сухая, в палочках) и черная краска "жженая слоновая кость", а также кармин. Работа производится так: тонкой заостренной кисточкой, слегка смоченной в воде, наберите немного краски и постепенно покрывайте ею белые точки и пятна на слое. Если нужно исправить царапину, то ставьте на ней рядом точку за точкой, пока вся царапина закроется равномерным слоем краски. При всякой заделке старайтесь не искажать контуров рисунка.

  Для ретуши существуют ретушевальные станки (рис. 73). Если поставить такой станок на окно, то негатив, положенный на матовое стекло станка, будет хорошо освещаться снизу посредством зеркала, отражающего дневной свет. От верхнего света глаза ретушера защищаются рамкой, на которую натянута темная материя. Для освещения негатива может быть использован и свет электролампы.

  Негативную ретушь можно производить и без станка, прислоняя негатив к чистому оконному стеклу. Можно самому изготовить простой ретушевальный станочек - маленькую четырехугольную рамку с матовым стеклом, которая ставится наклонно и освещается снизу при помощи отраженного зеркалом дневного света или электрической лампочкой.

  Само собой разумеется, что всякую ретушь следует производить очень осторожно, чтобы на готовом отпечатке она не была заметна. Лучше оставить негатив без ретуши, чем выполнить ее плохо и неряшливо.

Урок 15. Отделка позитивов.


Назад На начало Следующая
Написать 
письмо
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов