© Фотомагазин 12'99

Фотомагазин: "Кисло-сладкий" этюд"

Об авторе

   Автора обсуждаемой работы зовут Сергей Ганжа. Он с 1994 г. работает профессиональным фотографом, снимает репортажи, интерьеры, рекламу и т.д. Фотодело он освол самостоятельно, начиная с чёрно-белой репортажной фотографии. Фотограф любезно представил для обсуждения на нашем "Семинарe" один из своих учебных этюдов и его варианты.

Техническая справка

   Cнимок выполнен фотоаппаратом Nikon F801 с объективом Nikkor 35-70 мм f/3,3-4,5 на негативной плёнке Fujicolor 200. При выборе экспозиции применялась экспонометрическая поправка +1 ступень, по словам автора, с целью лучшего выявления цветовых нюансов. Источником освещения служило окно, обеспечившее рассеянное освещение дневным светом. В процессе съёмки было выполнено несколько вариантов кадра, отличавшихся выбором диафрагмы и фокусного расстояния объектива, а также ракурсом съёмки.

Объект съёмки

   Перед нами натюрморт, выполненный в качестве учебного этюда на очень простом изобразительном материале. В помимо фона включены один основной объект (срезанный лимон) и вспомогательные - куски сахара и полиэтилен. После расстановки объектов съёмки фотограф начал экспериментировать с построением кадра, глубиной резкости (т.е. значением диафрагмы) и выбором фокусного расстояния зум-объектива, поэтому у нас имеется возможность обсудить варианты снимка, над которыми работал фотограф.

Первая проба


Фото 1.

   На фото 1 приведён кадр, сфотографированный при фокусном расстоянии 70 мм и f/5,6. Автор забраковал этот вариант, поскольку основной объект в кадре, привлекающий внимание зрителя, оказался нерезким. Он вышел за пределы резко изображаемого пространства, а это породило противоречие между тем, что изображено и как оно изображено. Однако некоторые достоинства этюда видны уже и в этом варианте. К ним можно отнести удачное положение лимона: он хорошо выделяется и формой, и цветом. Приятна для глаза тёплая неброская цветовая гамма отпечатка.

Расширим глубину


Фото 2.

   Cледующий вариант (фото 2) сфотографирован при аналогичных условиях, но со значительным увеличением глубины резкости за счёт диафрагмирования объектива до предела - f/32. Это дало возможность устранить нерезкость главного объекта, но вместе с тем привело и к определённым издержкам. Фон теперь изображён резко, он в силу своей ненужной в данном случае фактурности и бокового скользящего освещения стал слишком навязчивым. Теперь фон отвлекает внимание зрителя, тем более что в правом верхнем углу кадра появился хорошо види-мый, но не нужный по существу световой акцент.

Следующий ход, маэстро!


Фото 3.

   Ещё один вариант композиции мог быть получен при изменении фокусного расстояния объектива. Оно было уменьшено до 35 мм, и при этом была несколько изменена точка съёмки: фотоаппарат был приближен к объекту съёмки и наклонён вперёд. Таким образом, точка съёмки оказалась более высокой (фото 3). Посмотрим, что получилось теперь: лимон переместился в более удачное место, ближе к соответствующей точке "золотого сечения", пёстрый фон в основном ушёл за верхнюю границу кадра, а вместе с ним исчезло и упомянутое выше светлое пятно справа вверху. При этом положении лимона гораз до лучше стала видна фактура среза, на ней активнее заиграл свет, что значительно оживило снимок. В данном ракурсе стали более выигрышно смотреться складки на полиэтилене, на нём удачнее "заработали" цветные рефлексы от лимонной корки. Форма кусков рафинада стала более отчётливой, а сами они вытянулись вместе с правой частью полиэтилена по диагонали кадра.

Тормозить было рано

   С нашей точки зрения работу над этим натюрмортом, пусть хотя бы и в целях самосовершенствования, следовало бы продолжить. Явно подлежит улучшению композиция снимка: его левая часть перегружена, а в правой объекты съёмки практически отсутствуют. Активную, как бы балансирующую роль справа выполняет хорошо освещённый участок полиэтилена с детально проработанными складками. Но это всего лишь вспомогательная деталь в кадре, и как раз её следовало бы визуально приглушить при съёмке, например, световой ширмой. Это позволило бы сконцентрировать смысловой акцент на основных объектах в кадре не только формой и цветом, но и освещением. Возможно, композицию можно было бы ещё эффективнее уравновесить, сместив куски сахара вправо.

"Лучше лучшего"?

   К ак уже говорилось, экспозиция при съёмке выбиралась с поправкой +1 ступень "для улучшения передачи цветовых нюансов". Более чем спорная посылка. Дело в том, что экспонометрические поправки по отношению к экспозиции, измеренной исправным экспонометром, используются со вполне определённой целью: они позволяют выбрать наиболее светлые или тёмные участки изображения, которыми фотограф сознательно и вынужденно жертвует, когда сюжет имеет очень высокий контраст, при котором интервал яркостей превышает фотографическую широту плёнки. В данном случае и использованная плёнка имела большую широту, и у сюжета интервал яркостей был не особенно велик. Если снимать в соответствии с экспонометром, то интервал яркостей объекта не выйдет за пределы линейного участка частичных характеристических кривых плёнки. В таких условиях цветопередача негативного фотоматериала оказывается наилучшей. Поэтому нет оснований полагать, что передержкой можно что-то улучшить в передаче цветовых нюансов, если, конечно, не ставить перед собой каких-либо специфических творческих задач, а экспонометр (отдельный или встроенный) лишний раз проверить перед съёмкой.

ФОТОмагазин 12'99
tel: (095) 737-88-68
info@photomagazin.ru



TopPhoto.ru - рейтинг
фоторесурсов
Назад На начало Следующая
Написать письмо