Эти материалы взяты с сайта http://phtotech.by.ru. Большое спасибо за это автору сайта.


© "Советское фото"

Ремонт "Киев-88"

фото 1

  "Киев-88" и предшествующие модификации этой камеры - "Салют", "СалютС", "Киев-80", "Зенит-80" представляют собой однообъективную "зеркалку" среднего формата с размером кадра 6x6 см. Блочная конструкция камеры позволяет быстро производить замену объективов, кассет и видоискателей. Механизмы затвора и зеркала смонтированы на внутренних стенках корпуса затвора, который находится внутри корпуса камеры. Такое расположение механизмов и узлов значительно усложняет технологию разборки и сборки камеры, ее наладку. Для проведения ремонтных работ требуется специальный инструмент, приспособления и приборы, запасные части. Поэтому ремонт камеры доступен лишь фотолюбителям, хорошо знающим устройство фотоаппаратуры и имеющим навыки ремонта точной механики. фото 2

  На примере проведения замены поврежденных шторок проследим за порядком разборки камеры и ознакомимся с ее устройством. Разборка начинается с отсоединения от корпуса всех сменных блоков: кассеты 1, пентапризмы 2, объектива 3. Необходимо учитывать, что камера оснащена фокальным затвором, шторки его изготовлены из тонкого гофрированного металлического листа, который нужно стараться не повредить. Разборка камеры производится только при спущенном затворе, предварительно установленном на выдержку "В". Несоблюдение этого правила может привести к поломке некоторых деталей механизма камеры и затруднит ее разборку. фото 3

  Необходимо удалить защитные стенки 6, расположенные по обе стороны зеркала и дна 8, закрывающие механизмы камеры под зеркалом, во внутренней части камеры. Для этого следует отвинтить через отверстие опорного кольца 22 крепления объектива винт 9, крепящий дно 8. Затем, прижимая дно, вытащить из пазов дна два фиксирующих усика правой стенки и снять стенку. Так же снимают левую стенку и дно. Далее снимают фокусировочный экран 12 путем отвинчивания четырех винтов 13, снятия держателей 14, фокусировочного экрана, четырех юстировочных прокладок, находящихся под экраном. фото 4

  При демонтаже зеркала с рамкой зеркало должно находиться в горизонтальном положении. Через отверстие опорного кольца 22 прижимают прижим 17 рамки с зеркалом 19 в его сторону так, чтобы выступ 16 вышел из фиксирующего паза прижима, и в этот момент вынимают ось 20 из отверстий коромысла привода зеркала и рамки (на рисунке узел рамки зеркала показан вынутым из камеры). Затем приподнимают ось и освобождают второй конец ее из отверстия, после чего вынимается рамка If с зеркалом 19. Удалив из рамки зеркала прижим 17, пластину 18 и зеркало 19, прижим 17 снова закрепляют в рамке IS, но уже без зеркала. Рамку устанавливают обратно на свое место в корпус затвора. Необходимо проследить, чтобы ось своим выступом 16 зафиксировалась в пазу прижима 17. Установка рамки зеркала необходима для облегчения дальнейшей разборки и наладки механизмов камеры. фото 5

  Демонтаж опорного кольца 22 для присоединения объективе осуществляется путем отвинчивания четырех крепежных винтов 23. Под кольцом, как правило, находятся юстировочные кольца, поэтому перед их удалением следует пометить, как они расположены, чтобы при сборке камеры не нарушить ее рабочий отрезок. фото 6

  На боковой стенке корпуса камеры специальным ключом отвинчивают крепежную гайку 7 штепсельного гнезда синхроконтакта, а затем, отвинтив четыре винта, снимают обойму центрального контакта бескабельного присоединения ИФО, не потеряв при этом две пружины и две шайбы. После этого приступают к снятию головки 4 взвода затвора, установки выдержек и транспортировки пленки. Эта операция является одной из самых ответственных и сложных, ее необходимо проводить очень внимательно и аккуратно. фото 7

  Проверив положение заводной головки 4, которая должна быть установлена на выдержку "В" (затвор спущен), снимают обклейку 5 с торца головки. На торце 28 головки 4 и диске 25 должна быть метка (риска) 26; если ее нет, следует нанести эту риску, чтобы при сборке не нарушать положения диска 25 относительно головки 4. Убедившись в наличии метки, специальным ключом отвинчивают винт V и осторожно снимают заводную головку вместе с диском 2S, соблюдая при этом максимум осторожности, чтобы не сбить положение фланца оси 31 относительно торца кулачка 30. Их взаиморасположение должно быть отмечено меткой 33 (если метка отсутствует, ее необходимо нанести). Следует помнить, что три отверстия на торце кулачка 30 и два - на фланце оси 31 при установленной выдержке "В" должны быть расположены относительно индекса 29 на вертикальной оси кулачка (см. рисунок). Показанное на рисунке совпадение средних отверстий фланца оси 31 с вертикальной осью кулачка является наилучшим вариантом их взаиморасположения. Допускается отклонение на одно два отверстия в ту или другую сторону фланца оси 31 относительно вертикальной оси кулачка 30, который обязательно должен быть в указанном вертикальном положении. фото 8

  Перед снятием механизма 34 (36) заводной головки с корпуса затвора необходимо проследить за наличием на основании 36 механизма заводной головки и зубе конического колеса 39 меток 37, 38. При их отсутствии нанести риски (см. отдельный рисунок механизма заводной головки). После этого переводят рамку зеркала (ранее установленную со снятым зеркалом) из горизонтального положения в рабочее под углом 45╟, Рамка должна зафиксироваться посредством кулачка 42 рычагом 43. Это происходит при вращении кулачка 42 по часовой стрелке (на рисунке указанные детали показаны с внутренней стороны корпуса затвора). В этом положении зеркала упор 44 отходит в сторону от шестерни 40, колеса 41 и не должен препятствовать снятию механизма заводной головки, Чтобы снять ее, необходимо отвинтить четыре винта 32, 3S, которые крепят основание механизма 34 (36) заводной головки к плате 45 корпуса затвора. Осторожно, не нарушая установленных взаиморасположений механизма заводной головки, снимают его с платы 41 корпуса затвора. В нижней части корпуса камеры отвинчивают шесть винтов, которые крепят штативное гнездо и стойку, предварительно отвинтив винт-ось 10 из стойки и сняв рычаг 11 привода толкателя механизма диафрагмы объектива. Далее снимают обклейку 21 со стороны ранее снятого опорного кольца 22 и отвинчивают четыре винта, находящихся под обклейкой. фото 9

  Легким нажатием на корпус затвора 53 со стороны присоединения объектива в сторону экранной рамки 51, вынимают его из корпуса камеры (на рисунке показана боковая сторона корпуса затвора со стороны заводной головки). Снимая корпус, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не потерять голкагель, находящийся в спусковой кнопке 24, и рычаг 63 синхроконтакта, установленный в углублении корпуса затвора. фото 10

  Чтобы получить доступ к шторкам для возможности их замены, продолжают разборку. корпуса затвора и демонтаж смонтированных на нем механизмов. Для снятия механизма блокировки отвинчивают два винта 49 и снимают индикатор 46 положения затвора. Под индикатором находится пластина 48, которую удаляют, отвинтив четыре винта, снимают также упор 52 с заклепкой и направляющей 47, Продолжается разборка отвинчиванием пяти винтов 54, 55, 56, 58, 59, крепящих рамку 60 фокусиро-вочного экрана. Далее отвинчивают два винта 50 (вверху и внизу под индикатором 46), которые крепят рамку 51 к корпусу 54, и три винта 61, показанные на виде корпуса затвора снизу. Соблюдая осторожность, переместив втулки 57 и 62 так, чтобы концы осей (по которым перемещаются тесемки первой шторки), закрепленные между корпусом 53 и рамкой 51, вышли из отверстий втулок, снимают оси и рамку 51. Таким образом получаем возможность производить работы по замене поврежденных шторок или их тесемок. фото 11

  Для проведения дальнейших работ по замене первой шторки 70 (на рисунке показан вид корпуса затвора со стороны синхроконтакта) необходимо изготовить технологическую ось (по размерам валика 69). Ось вставляется во втулки 57 и 62 (см. предыдущую) взамен ранее снятых осей, по которым перемещались тесемки первой шторки. Кроме того, необходимо сделать из листового металла - стали, алюминия, латуни - технологическую пластину размером 90Х30х1,5 мм. Она подкладывается под шторку 70 после удаления валика 64 из отверстий подшипника 65, который следует переместить из корпуса на несколько миллиметров. Соблюдая осторожность, разгибают скобки, крепящие черные тесемки к шторке 70, отклеивают концы тесемок и вытаскивают их из пазов планки шторки. фото 12

  Пришедшую в негодность первую шторку 70 с валиком 64 и шестеренкой 72 заменяют новой. Далее закрепляют тесемку на шторке в том же положении, в каком она была до ее снятия. Тесемки вновь закрепляются на планке новыми металлическими скобками (сталь, латунь), изготовленными по размерам старых. Места соединения тесемок и скобок проклеивают клеем БФ-2 или БФ-4. Шторку 70 с закрепленными тесемками наматывают на валик 64 с натяжением, исключающим провисание шторки при установке и креплении ее в корпусе подшипником 6S. В спущенном состоянии затвора планка первой шторки должна накладываться на планку второй шторки. При взводе перекрытие планок должно быть не менее 2,5 мм. Замену второй шторки затвора начинают со снятия валика 64 первой шторки, как указано было выше; при этом валик 82, на который наматывается черная тесемка 79 и 86 первой шторки, снимать не нужно, во избежание нарушения его положения относительно механизма выдержек. Снятый валик с первой шторкой отводится в сторону, чтобы он не мешал демонтажу второй шторки. фото 13

  Теперь с корпуса затвора необходимо снять валик 69, освободив его из отверстий втулок 73 и 91. Далее выталкивается подшипник 68 из корпуса так, чтобы валик 69 вышел из отверстия подшипника, после чего валик вынимается из корпуса. Вывинтив винт 56, крепящий рамку 60, и вытолкнув подшипник 77 с внутренней стороны корпуса затвора, нужно снять валик 8S со второй шторкой, осторожно выводя его из зацепления с нижней шестерней 101 механизма выдержек 76 (смотри отдельным рисунком). фото 14

  Остается отсоединить тесемку от планки второй шторки по аналогии с первой шторкой. Вместо поврежденной второй шторки устанавливается новая с валиком 85 на старое место под плату 80. При замене шторки следует иметь в Виду, что длина белых тесемок на заменяемой второй шторке должна быть 98 +1 мм от планки до центра валика. На валик 85 наматывается вторая шторка на 2 1/4 оборота и шестерня валика аккуратно вводится в зацепление с нижней шестерней 101 механизма выдержек 76. Приподняв подшипник 77, в него вставляют валик со шторкой. Шторка натягивается так, чтобы планка штОрки не доходила 1,5 мм до оси 69, по которой перемещаются белые тесемки второй штОрки. Они наматываются на валик 67 с шестерней 71, который затем вводится в зацепление с шестерней 92 пружинного барабана. При этом шторка должна быть натянута, а шестерня 92 стоять на упоре. фото 15

  После этого валик крепится на корпусе затвора подшипником 66. Ранее снятая ось 69 устанавливается на свое место и закрепляется в корпусе втулками 73, 93. Устанавливается технологическая ось (она снималась при замене второй шторки) и закрепляется в корпусе втулками 57, 62. После этого монтируется первая шторка. В случае, когда производилась замена тесемок первой шторки, установка валика с черной тесемкой в зацепление с механизмом выдержек производится в следующем порядке. Выталкивается подшипник 89 и освобождается ось 82 с тесемкой из зацепления с верхней шестерней механизма выдержек. Теперь необходимо намотать черную тесемку на ось 82 так, чтобы тесемка была в натяжении и метка на оси совпала с меткой на корпусе (метки наносятся до разборки этого узла). В этом положении шестерню 84 оси 82 следует ввести в зацепление с верхней шестерней 94 механизма выдержек и закрепить ось с тесемкой на корпусе, запрессовав подшипник 89 в корпус. Следует проследить за тем, чтобы на выдержке "В" отверстие 88 шестерни 91 было в положении, показанном на рисунке, а зуб рычага 90 при нажатии на рычаг спусковой кнопки 104 полностью входил в глубокую впадину шестерни 91, располагаясь в ней симметрично. фото 16

  Прежде чем устанавливать корпус затвора после ремонта его механизмов в корпус камеры, следует проверить работу затвора. Для этого на плату 80 корпуса затвора 7S устанавливают механизм заводной головки 103 согласно меткам, сделанным при разборке камеры. При этом затвор должен быть спущен на установленной выдержке "В". Рамка зеркала должна находиться под углом 45╟, срез шестерни 87 устанавливается параллельно экранной рамке 51. Соблюдая большую осторожность, чтобы не сбить указанные взаиморасположения узлов и деталей, устанавливают заводную головку 103 на плату 80. При этом выступ полумуфты 81 должен входить в паз полумуфты 102, а коническое зубчатое колесо 39 должно войти в зацепление с осью 82 через коническую шестерню 83. После этого заводную головку закрепить на плате 80 четырьмя винтами. Установив головку 28 по меткам 26, шкалу выдержек устанавливают на "В". В этом положении нужно завинтить винт 27 до упора. Далее перевести зеркало в горизонтальное положение, нажав на механизм спусковой кнопки затвора. Теперь проверяется перемещение шторок при взводе и спуске затвора. фото 17

  Планки, образующие щель, должны быть параллельными и перекрывать друг друга при взводе затвора. При положительном реаультате проверки можно снять технологическую ось (временно установленную для монтажа шторок затвора), вытолкнув одну из втулок 57 или 62 из корпуса. Далее на корпус затвора устанавливают экранную рамку 51, а вместе с ней и короткие оси, снятые при разборке, закрепив их на рамке и корпусе втулками 57 и 62. Рамка 51 закрепляется на корпусе 75 затвора двумя винтами 50 и тремя винтами 61. После этого к корпусу затвора крепится рамка 60 винтами 54, 55. 56, 58 и 59. Проверка правильности сборки механизма выдержек начинается с проверки расстояния между носиком защелки 99 и упором 100 при установленной выдержке 1/60 с, для чего необходимо приподнять поводок 97. Это расстояние должно быть равно 0,2-0,4 мм. Если это расстояние отличается от указанного, следует освободить винты, крепящие заводную головку, и слегка приподнять ее. В тот момент, когда ось 82 с шестерней 83 выйдет из зацепления с шестерней головки, следует развернуть ее так, чтобы примерно выдержать указанный размер 0,2-0,4 мм. После что закрепить головку, не сбивая ее положения. Важно проследить за работой защелки 105, которая своим выступом должна войти в зацепление при взведенном затворе с пластиной упора 78. фото 18

  Защелка 105 входит в пластину упора не менее чем на 1,7-1,8 мм, при этом зуб защелки, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором, отходя от него, должен образовать зазор не менее 0,2- 0,3 мм. Это положение регулируется перемещением упора 78 на корпусе (для чего необходимо предварительно ослабить два крепежных винта 79). При взводе затвора до конечного положения следует обратить внимание на то, чтобы контактный зуб 98 шестерни 94 не упирался в шестерню В) оси 82. Зазор составляет не менее 0,1-0,2 мм. Регулировка производится перестановкой на другой зуб конической шестерни 39 заводной головки с шестерней 83 оси 82. Проверка продолжительности выдержек осуществляется при помощи специальных приспособлений, например типа ТЛ-498. фото 19

  Регулировка выдержек начинается с 1/2 с путем увеличения или уменьшения площади крыльчатки 106 механизма торможения 74 (он показан отдельным рисунком). При увеличении площади крыльчатки выдержка 1/2 с увеличивается и наоборот. Выдержки 1/15 и 1/8 с регулируются эксцентриковым пальцем 107. При вращении его по часовой стрелке указанные выдержки удлиняются, вращением против - укорачиваются. Выдержки от 1/125 до 1/1000 с регулируются эксцентриковым пальцем 95 поводка 96, вращая его по часовой стрелке, добиваются уменьшения выдержек; вращая против часовой стрелки, выдержки удлиняют.После проверки и необходимых регулировок механизмов затвора рамка зеркала 15 снимается с коромысла, затем в рамку устанавливается зеркало 19, пластина 18 и прижим 17 и производится их совместная установка в корпус затвора (см. предыдущую стр.) Перед установкой корпуса затвора в корпус камеры необходимо снять заводную головку, которая устанавливалась на корпус затвора для проверки его работы, и проследить, чтобы в спусковой кнопке был установлен толкатель. Кроме того, следует не забыть установить на корпус затвора рычаг 63 переключения режима синхронизации, а также клеммы для бесквбельного присоединения ИФО. фото 20

  Далее сборка камеры идет в такой последовательности. Установить корпус затвора так, чтобы он дошел до упора, при этом рамка 51 должна быть заподлицо с поверхностью торца корпуса камеры. Взаимоперемещением корпусов затвора и камеры добиваются совмещения отверстий под крепежные винты на передней стенке корпуса камеры и затем закрепляют их. Далее, установив механизм заводной головки на затвор, соблюдая все указанные выше требования, его закрепля-ляют винтами. Теперь следует взвести затвор, поставить выдержку "В" и проверить при спуске затвора правильность отрабатываемой выдержки. Затем монтируются все ранее снятые узлы и детали (опорное кольцо байонетного присоединения объектива, защитные стенки 6 и дно 8, детали синхроконтакта и обоймы бескабельного присоединения ИФО, а также штативное гнездо и стойка рычага привода толкателя диафрагмы. Заканчивается сборка наклейкой на корпус камеры клеем "СВ-88", "Момент-1" или другим аналогом декоративных обклеек, снятых при разборке. фото 21 фото 22

  Настоящая статья не охватывает всех аспектов ремонта и наладки механизмов камеры и не является исчерпывающей публикацией по этим вопросам. Она может оказать помощь любителям, которые имеют опыт ремонта фотоаппаратуры и располагают соответствующим инструментом и ремонтными материалами. Завершается монтаж механизмов затвора установкой механизма блокировки в последовательности, обратной операции разборки.




TopPhoto.ru - рейтинг
фоторесурсов
Назад На начало Следующая
Написать письмо