август-сентябрь 1997

МОМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ НА РИСОВОЙ БУМАГЕ

Первый фотоаппарат фирмы "Полароид" под названием "Модель 95" поступил в продажу в 1948 году по цене 89,5 доллара США. В настоящее время подобные камеры - в руках фотолюбителей и профессионалов всего мира и стоят уже не так дорого. Со временем, однако, изменяются не только цены, но и технология. Об одном из нововведений рассказывает
Алексей КОЛМЫКОВ.

     Существованием моментальной фотографии цивилизация XX века обязана американцу Эдвину Герберту Лэнду. Он родился в 1909 году в Бриджпорте (штат Коннектикут). Поступив в Гарвард на факультет, аналогичным нашему физическому, проучился там один год. После первого курса Эдвин Лэнд увлекается исследованиями в области поля-ризации света и в 1929 году, когда ему было 20 лет, изобретает синтетический поляризационный фильтр. Результаты этих разработок применяются при производстве фотографических фильтров, солнечных очков и для уменьшения бликов авиационных иллюминаторов.
     Вслед за этим последовало более 500 патентов, под которыми стояло его имя, в том числе он получил и свидетельство, подтверждающее авторские нрава на моментальный одноступенчатый процесс но лучения фотографического изображения.
То, с чем Эдвин Лэнд вошел в историю, появилось просто из ничего - из невинного вопроса его дочери, который она задала на отдыхе в Санта-Фе: "Почему нельзя сразу увидеть фотографию?". Идея заинтриговала его так сильно, что уже в течение последующего часа все необходимые составляющие цепочки: камера, пленка, химия - четко выстроились у него в голове...
     Технология моментальной фотографии постоянно совершенствовалась, но в середине 80-х годов она пережила настоящее потрясение: тогда был изобретен процесс переноса изображения под названием Image Transfer - один из нетрадиционных способов использования технологии "Полароид".
     В чем его необычность? Всего одна (!) минута требуется на формирование и диффундироваиие полноценной резкой цветной картинки под действием химикатов, которые поступают в пространство между негативом и подложкой из пакетов, целостность которых нарушают плотно прижатые к ним валики.
     Прервав этот процесс в самом начале, отделив подложку с еще бледным изображением от негатива, покрытого ядовитым химическим составом, фотограф направляет его течение в нужном ему русле. Затем плотно накатывает негатив на заранее подготовленную поверхность - на мокрую или сухую бумагу, ткань, дерево или керамику.
     Можно также сделать "трансфер" на плохо проклеенную бумагу или тонкую, например, рисовую бумагу. В таком слу чае изображение просто "проедает" бумагу, поэтому нужно очень точно подбирать степень намокания бумаги. При этом, если положить под рисовую бумагу обыкновенную, то можно получить два изображения: на рисовой и, как через копирку, ее двойника на нижней. Получается очень интересный эффект.
     Причем его слагаемые разные: особенность изображения на рисовой бумаге обусловливается структурой волокон, а на простой бумаге она выражается менее контрастной проработкой деталей - размытостью.
     Все результаты процесса совершенно непредсказуемы. Многое зависит от влажности воздуха, от температуры, да же... от того, как хорошо ты выспался вчера.
     ...Нет числа ошибкам в экспериментах - зато полученный результат ошеломляет.
     Я использую пленки "Полароид" серии ER, предпочтительно с индексом, оканчивающимся на "9" (59, 559, 669 или 809), и кассету "Полароид" соответствующего формата.
     Изображение проецируется любым способом: посредством фотоаппарата, со слайда через фотоувеличитель или слайд-принтер "Полароид". При длительных выдержках следует учитывать изменения чувствительности и цветового баланса. Желательно сделать пробный отпечаток по стандартному процессу.

Поверхность, предназначенную для нанесения на нее изображения, предварительно обрабатывают: либо значительно увлажняют, либо полностью высушивают - все зависит от поставленной задачи

     Работа с разделением слоев проводится быстро и аккуратно. После экспонирования фотоматериал одним уверенным и плавным движением протягивается через валики кассеты, а пакеты с оставшейся химией отрезаются от этого "сэндвича".

Спустя 5-15 секунд подложку следует отделить от негатива, а затем прикатать его резиновым валиком к бумаге, лежащей на ровной поверхности.

Через минуту-полторы негатив медленно и аккуратно отделяется.

     Нередко некоторые фрагменты изображения не переходят на основу и отлипают вместе с негативом. В таких случаях поверхность, на которую предполагается осуществить перенос, следует предварительно подогреть.
     Пока картинка не высохла, некоторые детали можно подчистить чем-то твердым и острым. Сухое изображение имеет высокую механическую прочность, поэтому его можно подретушировать акварелью или пастелью.
     Вокруг отпечатка имеет смысл оставлять большие ноля: это подчеркнет неповторимую "монотипическую" природу вашего произведения.
     А снимок, согласитесь, действительно необычен.

Алексей КОЛМЫКОВ

Об авторе

     По словам менеджера программ обучения и развития бизнеса российского представительства фирмы "Полароид" Дона Дж.Хезерли, Алексея Колмыкова можно считать пионером "имидж-трансфера" в России. Его первая выставка трансферных работ состоялась 20 мая 1995 года. Работы Алексея Колмыкова используют в своих лекциях о трансферной фотографии профессора университетов Нью-Йорка и Нью-Джерси: Сара Харт и Дайэн Ньюмайер.
     Как ни странно, он единственный, кто активно, не на уровне проб, до сегодняшних дней работал с переносом изображения, хотя семинар по этому необычному процессу был продемонстрирован у нас американскими фотографами еще года четыре назад.

(c) Foto&Video, 1997