декабрь 1997

Грамотное и умеренное использование фильтров придает композиции ореол сказочности, очарования. В этом материале Владимир Родионов знакомит нас с двумя видами фильтров: поляризационными и дифракционными.

Опыты с жирафом,
или как получить световые эффекты

     Глаз уникален. То что он может увидеть, не в состоянии зафиксировать ни один прибор, и чтобы передать зрителю впечатление от увиденного, фотографу приходится прибегать к всевозможным ухищрениям. Представьте себе: вы всего лишь зажмурились - как картина изменилась. Чтобы воспроизвести этот эффект на фотографии, нам придется построить весьма сложную оптическую систему.
     Глаз - это оптический прибор, подсоединенный к мощной "вычислительной машине", которая фильтрует и склеивает фрагменты изображения. Чтобы запечатлеть ту же картину только оптическими методами, приходится использовать паши знания о волновой природе света, которая наиболее наглядно проявляется при использовании поляризационных и дифракционных фильтров. По своей фотографической сути они являются эффектными, то есть применяются не для исправления погрешностей эмульсии пленки, а для достижения определенных эффектов, отвечающих творческим замыслам автора.
     Поляризационные фильтры используются как в цветной, так и в черно-белой фотографии для того, чтобы пропускать спет, поляризованный только и одной плоскости.
     Свет поляризуется при отражении и рассеянии, а также при прохождении через некоторые кристаллы. Например, в кристалле исландского шпата свет, поляризованный в разных плоскостях, преломляется под разными углами, а в кристалле турмалина - по-разному поглощается. Свойства некоторых материалов по-разному преломлять или поглощать свет, поляризованный в разных плоскостях, используются для изготовления поляризационных фильтров или насадок.
     Источником поляризованного при рассеянии света является голубое небо.
     Направление поляризации в любой точке составляет прямой угол с линией, соединяющей эту точку с солнцем. Вращая поляризационный фильтр, мы частично перекрываем этот свет и можем затемнить небо, не влияя на любую другую часть фотографии.
     Эффект от использования поляризационного фильтра сопоставим с результатом применения желтого фильтра в черно-белой фотографии. Однако, поскольку фильтр не имеет окраски, то он может использоваться и в цветной фотографии.
     Свет, отраженный от блестящей поверхности диэлектриков (жидкостей, стекла, лаковой мебели, листьев, пластмасс), линейно поляризован. Это можно использовать, вращая поляризационный фильтр, чтобы ослабить или усилить эти отражения.
     Наиболее часто необходимость в применении фильтра возникает при фотографировании человека в очках, картины за стеклом, водоема со спокойной поверхностью воды или витрины магазина. С помощью фильтра можно концентрироваться либо на изображении, отраженном на витринном стекле, либо на предметах, находящихся внутри, на витрине.
     Особый случай применения поляризационных фильтров - съемка объектов, освещенных поляризованным светом. Наиболее часто используется освещение поляризованным светом при съемке кристаллов с двойным преломлением (исландский шпат, кварц, слюда) или при фотографировании предметов из материалов, в которых двойное преломление возникло вследствие местных внутренних напряжений.
     Наиболее употребительными в фотографии являются "поляроидные пленки".
     Один из их сортов представляет собой крохотные дихроичные кристаллы, параллельно ориентированные в твердой связующей среде.
     Имеющиеся сегодня в продаже фильтры делятся на фильтры с линейной и круговой поляризацией. Последние состоят из "поляроидной пленки" и "пластинки в четверть волны".
     Любой свет, отраженный от диэлектрического зеркала, частично поляризован, поэтому вращение фильтра с линейной поляризацией будет приводить к изменению показаний встроенного экспонометра, поскольку свет на чувствительный элемент попадает, как правило, отразившись от нескольких зеркал.
     Мои эксперименты с аппаратом Canon EOS 50 показали, что при вращении линейного поляризационного фильтра, надетого па объектив камеры, направленной на лампу накаливания, значения выдержки менялись на 30 процентов. Вращение фильтра с круговой поляризацией па показаниях экспонометрической системы ТТЛ практически не сказалось.
     У тех, кто пользуется отдельным экспонометром при съемке, нет никакой необходимости использовать фильтр с круговой поляризацией. Следует лишь замерить кратность вашего фильтра и вносить соответствующую поправку при съемке. Хотя теоретически идеальный поляризационный светофильтр должен уменьшить интенсивность падающего на него спета лишь наполовину, на практике его кратность достигает 3,5.
     Поляризационные фильтры позволяют выделить и усилить ту часть изображения, которая реально существует и не зависит от используемой оптики. Звездные же фильтры добавляют оптические .эффекты, присущие оптической системе. Наиболее близкая аналогия - взгляд через ресницы, когда вы зажмуриваете глаза.
     Эффект дифракции и на всевозможных решетках и сетках, а также преломления света на микропризмах активно используются в фотографии для создания звездных и ореольных эффектов применительно к наиболее ярким деталям сюжета. Применяя фильтры с различным числом линий на миллиметр и различной ориентацией этих линий, можно получить звезды с любым числом точек вокруг каждой наиболее яркой детали сюжета. Приставки призматического типа создают эффект с лучами, содержащими все цвета спектра, расходящимися из одного центра.
     Для того, чтобы проиллюстрировать эффекты, вызываемые поляризационными и звездными фильтрами, я воспользовался статуэткой жирафа из органического стекла.
Итак, жираф большой, с ним вид ней...
     Статуэтка была освещена контровым (примерно под 30° к оптической оси объектива фотоаппарата) линейно поляризованным светом от диапроектора "Киев-66". Съемка производилась аппаратом Canon EOS 50 с объективом 28-80 мм, на который был навинчен поляризационный фильтр. Также к нему присоединялся компендиум для крепления эффектных фильтров. Как фон использовался черный вельвет.
     Вращая поляризатор, можно добиться необходимой яркости бликов, причем следует заметить, что из-за оптической анизотропии напряженного оргстекла эффект будет разным в зависимости от поворота поляризационных фильтров относительно объекта, даже если вы вращаете поляризатор и анализатор синхронно.
     Подобную интересную интерференционную картинку можно наблюдать при съемке жидких кристаллов под поляризационным микроскопом (илл.1). Снимки микромира в поляризованном свете позволяют получить картины, которым позавидуют художники-абстракционисты.
     Добавив дифракционный фильтр, вы получите радужные штрихи (илл.2, 3 и 4), яркость которых относительно объекта съемки можно регулировать, вращая поляроид.

     При применении фильтра, состоящего из микропризм, за счет дисперсии получается почти аналогичный результат. Хотя большинство дифракционных фильтров дает цветной блик, их использование в черно-белой фотографии, как мне представляется, позволяет получить более выразительные отпечатки, поскольку есть возможность применять бумагу самого разного контраста и в большей степени вмешиваться в процесс обработки.
     Использование звездных фильтров оправдано не только при павильонной съемке, но и при съемке пейзажей с бликующими поверхностями в кадре (илл.5).
На другом снимке звездные лучи заполняют безнадежно недодержанные участки льда или мелкой зыби на воде. Также они позволяют заполнить абсолютно черные участки, придав им фактуру (илл.6).

 

1. Жидкие кристаллы. "Зенит-Е"; микроскоп; ORWO UT18; поляризационные фильтры.
2. Canon EOS50; 28-80мм; PROFOTO 400; фильтр поляризационный+дифракционный НТК ОКТО; освещение встречным поляризованным светом; бумага KODAK Royal.
3. Canon EOS50; 28-80мм; PROFOTO 400; фильтр поляризационный+дифракционный НТЦ "Ленинские горы"; освещение встречным поляризованным светом; бумага KODAK Royal.
4. Canon EOS50; 28-80мм; PROFOTO 400; фильтр поляризационный+дифракционный НТК ОКТО; освещение встречным поляризованным светом; бумага KODAK Royal.
5. Закат. "Киев-88"; "Волна-3"-80мм; "FUJI RVP" дифракционный фильтр НТЦ "Ленинские горы типа ФЛ-3.
6. Грот. Киев-88"; "Волна-3"-80мм; "Фото-64"; дифракционный фильтр НТЦ "Ленинские горы типа ФЛ-1; бумага KODAK POLIMAX.

Владимир Родионов
(c) Foto&Video, 1997