Журнал ФОТОМАГАЗИН 3(22)'98.
info@photomagazin.ru


Yashica 109 МР без прикрас.

    Yashica 109 МР (что означает Multi Program - многопрограммная) относится к редеющему классу неавтофокусных зеркалок. В отличие от своей ближайшей родственницы - чисто механической модели FX3 Super 2000 - это камера автоматическая с электронным затвором и моторной протяжкой пленки. Фотограф получает с нею удобства, связанные с автоматической отработкой экспозиции при наличии, естественно, ручного режима. А в автоматике предлагаются три режима: обычная программа (Р), высокоскоростная программа (HP) и приоритет диафрагмы (Av). Разница между этими программами - четырехкратное уменьшение выдержки, что может быть существенно при съемке движущихся объектов. Но "световой диапазон" этого улучшения невелик, так как программа быстро выходит на полностью открытую диафрагму (см. график). Камера напоминает (миганием светодиода в видоискателе), когда фотограф в программном режиме забыл установить на объективе минимальное относительное отверстие (то есть наибольшее диафрагменное число, обычно 22). Таких напоминаний предусмотрено несколько, причем по форме они традиционны: мигание какого-то сигнала свидетельствует о необходимости ручного вмешательства или выходе из пределов "камерной"автоматики. Дисплея на камере нет, и, хотя он стал привычным даже на компактных камерах, его отсутствие скорее кажется плюсом, чем недостатком. Почему? Во-первых, это позволило довести наглядность управления до абсолютного предела - всего одной головки. На ней положение общего выключения, три автоматики и полный набор ручных выдержек с диапазоном от 1/2000 до 1 с и "В". Кстати, в автоматических режимах он увеличен в "длинную" сторону до 16 с. Во-вторых, дисплей - как ни крути - один из самых недолговечных элементов, он по своей сути рассчитан всего лет на пять, но и до этого срока способен "скиснуть" в жаркую погоду (какие-то 40°С!) или в случайный дождь. Будем справедливы, иногда на дисплее может появиться что-нибудь полезное - к примеру, сигнал о разряде батареек или значение чувствительности заряженной пленки. Но если камера питается от источника проверенного и доступного - четырех пальчиковых батареек с ресурсом в 80 пленок (по 24 кадра), - такая необходимость возникает нечасто. И говорит о себе медленным миганием и тихим угасанием огоньков в видоискателе. Чувствительность же в любой момент можно посмотреть по наклейке на кассете в окошечке на задней стенке.

    Хуже другое - у аппарата вообще нет ручного ввода чувствительности, поэтому без DX-кодировки автоматика устанавливается на ISO 100. С DX-кодом же диапазон достаточный - от ISO 25 до ISO 3200.

    У камеры отличный металлический затвор, он срабатывает мягко и почти бесшумно. Не только в эстетической приятности его достоинства. Проведенные редакцией испытания (ФМ ? 2'97) показали очень высокую точность отработки выдержек во всем ручном диапазоне. Добавьте к точности достаточно короткую выдержку синхронизации 1/90 с, и замечаний по затвору у вас просто не возникнет.

Тест точности экспозамера и его отработки затвором.
Журнал "Фотомагазин" (2/1997).

    Графики построены по средним результатам испытаний. По горизонтали расположены устанавливаемые параметры, по вертикали - отклонение от точного значения в ступенях экспозиции (ЕV).Цветами обозначены зоны отклонений для обращаемой пленки: зеленым - зона допустимых отклонений (до +/-0,3 ступени); желтым - зона предельно допустимых отклонений (до +/-0,5 ступени); красным - зона больших отклонений (более +/-0,5 ступени). Помните, что фотоширота современных цветных негативных пленок составляет в среднем +/-2 ступени экспозиции и способна "прощать" намного более грубые ошибки!
    На правом графике - зависимость точности экспозамера от освещения. Синяя линяя - программа "НР"; красная - "Р".

    Определение экспозиции осуществляется с несколько меньшей точностью (с отклонением не более полступени), но этот разброс лежит внутри допустимых пределов для самых капризных современных пленок. Так что кадры получаются ровненькими как на параде, в чем мы и убедились, меняя характер сюжетов от солнечного городского пейзажа до группы внутри помещения. Эта равномерность сохранилась при работе со вспышкой, автоматика которой также оказалась на высоте.

    Таким образом, управление камерой традиционно и очень просто. Диафрагма ставится кольцом на объективе, выдержка (в ручном режиме) головкой на камере. В автоматических режимах значения выдержек остаются для фотографа неизвестными, и лишь мигающий в окуляре сигнал молнии показывает что ожидается что-то более длинное, чем 1/30 с, и что камера рекомендует, чтобы не было "шевеленки", воспользоваться вспышкой или штативом. Встроенной вспышки у этой модели нет, и, после того как к ней привыкнешь на других камерах, это обстоятельство кажется уже дискриминирующим.

    Yashica 109 МР настолько хорошо спланирована и уравновешена, что в момент съемки ее достаточно устойчиво удается держать одной правой рукой. Хотя, конечно, общая схема стандартна: левой приходится наводить на резкость или менять диафрагму, одновременно обеспечивая дополнительный упор.

    Видоискатель, как и у подавляющего большинства зарубежных зеркалок вообще, дает яркое и легко фокусируемое по всему полю изображение. Дополнительные облегчающие наводку элементы (клинья, микрорастровое кольцо) невелики и мало влияют на единое восприятие "картинки". На правом поле видоискателя всего четыре информационных индекса: знак молнии (вспышка), круг экспозиционной "благополучности" в автоматических режимах, два направленных остриями друг к другу треугольника экспозиции в ручном режиме. Горят оба - попали в точку,, горит один - отклонение от нормы до одной ступени, мигает один - отклонение больше ступени. В общем, достаточно информативно, хотя полная шкала значений выдержек у более профессиональных камер кажется удобнее.

    Несмотря на любительскую категорию, "сто девятая" сделана добротно. Корпус - пластмасса, но где возьмешь титан по цене около 200 долларов? Байонет камеры и объектива металлический, другие фирмы и в этом очень ответственном узле перешли на пластмассы. Очень продумано и тщательно выполнено чернение внутренних объемов, нам почти не удалось поймать вредоносные отражения, частые в других недорогих моделях. И еще одно существенное достоинство, которое вспоминается в разговоре о камерах этой фирмы вообще: тщательное изготовление и сборка. По статистике сервисной службы, эти камеры - наиболее редкие гости в потоке претендентов на гарантийный и послегарантийный ремонт. Насколько это важно для нашей страны, где ремонтные мастерские еще отнюдь не на каждом углу, может судить сам читатель.

    Продуманность, нужно сказать, чувствуется, во всем. Кнопки-блокираторы у замка задней стенки и рычажка обратной перемотки предотвращают случайное срабатывание. Обратная перемотка, кстати, не автоматизирована, и ее нужно запускать вручную после экспозиции всей пленки (или с любого кадра, конечно). Автоспуск, сменная задняя стенка-дата и возможность снимать серией кадров расширяют удобства работы с этой камерой.

    Наконец, камера является вполне "системной": около двух десятков сменных объективов Yashica, пригодность самой высококлассной оптики Carl Zeiss для камер Contax, наличие адаптера для объективов с резьбой 42 мм делают выбор оптики практически безграничным. А полный набор приспособлений для специальных съемок (репродукция, съемка в крупном масштабе и т.п.) как раз и создает ту степень оснащения, которую принято называть развитой системой.

    Несколько слов о съемке со вспышкой

    Даже наиболее сложная из серии вспышек Yashica выглядит определенно любительской по сравнению со вспышками, например, Metz. Модель Yashica CS 240 Auto является согласованной, но лишь в минимальной степени, Согласование заключается в автоматическом переключении камеры на кратчайшую синхронизованную выдержку (для режимов приоритета диафрагмы и ручного) и управлении сигналом вспышки в видоискателе. Режима TTL нет, и приходится ограничиваться автоматикой в самой вспышке, причем эта автоматика тоже минимальна: одна рабочая диафрагма, разная, конечно, для трех разных чувствительностей пленки (ISO100, 200 и 400). Вспышка имеет поворотную головку и без рассеивателя рассчитана на объективы от 35 мм, а с рассеивателем - от 28 мм. Ведущее число (24 в метрах для ISO 100) для любительских съемок достаточно, диапазон автоматической работы от 1 до 6 м, но представленная на задней стенке система расчета выглядит неудобной и малоинформативной. Нет также сигнала достаточности экспозиции (сигнал "О'кей" на "продвинутых" моделях). Впрочем, вспышка позволяет при несложных ухищрениях осуществить синхронизацию с малыми скоростями затвора, а также дозированную подсветку теней при дневном освещении. На вспышке, конечно, хотелось бы иметь зум-головку и хотя бы три рабочие автоматические диафрагмы - для управления глубиной резко изображаемого пространства.

    Наконец, о зум-объективе Yashica МС Zoom 35-70 мм f/3,5-4,5. Очень хороший для обычных любительских съемок объектив, но чуть непривычный из-за того, что короткое фокусное расстояние соответствует наибольшему выдвижению вперед, а самое длинное -прижатому к камере. Обычно бывает наоборот, что, кстати, и много логичнее.

    Перейдем теперь, к неизбежной негативной части, которая в данном случае составляет лишь небольшой объем статьи. У камеры только средневзвешенный экспозамер и нет никаких вариантов, а точечный был бы нелишним. Отсутствует экспопамять - одна из самых полезных "накруток" в современной электронной автоматике. Неудобно расположена кнопка освобождения объектива, она маленькая и до нее даже трудно добраться. Нет репетира диафрагмы, и проверить глубину резкости невозможно. Головка переключения режимов не имеет блокировки, и, хотя она вращается достаточно туго, случайный сбой на непредусмотренный режим исключить нельзя. Очевидный недостаток - вышеупомянутая невозможность ручного ввода светочувствительности (и отсутствие экспокоррекции, что, по большому счету, то же самое). Ну и не один раз вспомнилось отсутствие встроенной вспышечки, так как большую носить о собой всегда не будешь (хотя, конечно, это уже "гурманство").

Итоги

    Yashica 109 MP - однообъективная электронная зеркальная камера с тремя режимами автоматической экспозиции, но без автофокусировки. Отличается надежностью, наглядным простым управлением в работе. По сути дела, аппарат с потенциалом зеркалки и простотой управления компактных камер. При умеренной цене представляет один из наилучших выборов среди камер разных фирм для любителя, заинтересованного в хороших снимках с минимальными затратами. Но может удовлетворить и подготовленного фотографа, предоставив ему важнейшие удобства современной автоматизированной съемки. Оцененная в наших тестах на "очень хорошо", для своей стоимости ($180 без объектива) она заслуживает, пожалуй, самой четкой рекомендации: очень xорошая камера для фотолюбителя любой подготовки.