Журнал ФОТОМАГАЗИН 5(36)'99.
info@photomagazin.ru


Андрей Шеклеин

Yashica FX-3 Super 2000 - длинное название простой зеркалки.

    Самая простая (но современная) механическая неавтофокусная камера во многом соответствует по своим немалым возможностям привычным нам Практикам и Зенитам (обычно превосходя последние). По сути дела, это оптимальный по "некапризности" и "независимости" от внешних условий вариант с возможностью замера экспозиции через объектив (TTL). Причем вариант точный и достаточно оперативный: заранее поставьте желаемую выдержку, а установка правильной экспозиции вращением кольца диафрагм займет доли секунды, не дольше, чем длится автофокусировка в электронной камере среднего класса. При этих плюсах такая камера не зависит от батарей питания - целой проблемы для каких-нибудь походных условий. В крайнем случае перестанет работать экспозамер, однако сама камера остается полностью работоспособной.
    Yashica FX-3 Super 2000 - одна из самых доступных по стоимости моделей этой группы (со стандартным объективом немного дороже $200). Но моделей вполне современных, а главное - простых и надежных в эксплуатации. По характеристикам и внешнему облику она кажется родной сестрой другой камеры - Soligor SR-200PK, которую мы уже оценили в ФМ 6'97. Ну а хронологически эта Яшика является его "матерью", если сохранить родственные ассоциации (и не только его, а целой группы недорогих зеркалок с байонетами Yashica/Contax или К, преимущественно китайского производства). Soligor, правда, еще дешевле (со стандартным объективом около $170), но более тщательному сравнению мы уделим место далее.
    Внешнее сходство (и родство) обеих камер не является случайным. В каждом семействе фотоаппаратуры по мере его развития складывается некий оптимальный дизайн, до мелочей диктуемый эксплуатационным удобством. Это не только внешние размеры (у Яшики они минимальны, меньше мужской ладони), но и расположение органов управления: курок взвода под правым большим пальцем, спусковая кнопка - под указательным, тут же размещена головка выдержек... Те же минимальные "приливы" на корпусе, которые обеспечивают надежный захват корпуса при съемке. Автоспуск на передней стенке, ручка-рулетка обратной перемотки пленки - слева от пентапризмы, кнопка для включения обратной перемотки - снизу камеры. Здесь уместно добавить, что, если что-то оказывается хоть немного не на месте (например, спусковая кнопка в Зените-212К), это сразу воспринимается как ощутимое неудобство.

    У Yashica FX-3 все традиционно и удобно. Полный набор выдержек от 1/2000 до 1с, отличное чернение внутреннего объема камеры, устраняющее всякие блики, а, следовательно, и возможное вуалирование снимков. Чувствительность пленки вводитcя в экспонометр вручную в пределах от ISO 25 до 3200, что позволяет нормально работать с пленками практически любых типов в любых кассетах В комплекте с камерой предлагается симпатичный чехол - необходимая защита при прогулках и поездках.
    При невзведенном затворе спусковая кнопка блокируется хотя ее полунажатие тем не менее включает экспонометр. При этом естественно батареи быстро истощаются. Для того чтобы не допустить произвольного нажатия на спусковую кнопку (например, в набитом всякими мелочами кофре или рюкзаке на стойку спусковой кнопки можно приспособить какой-нибудь колпачок, вроде крышечки от тюбика зубной ласты. Это абсолютно надежно, хотя и не очень эстетично (впрочем, эстеты вполне могут выкрасить колпачок черной краской).
    У экспонометра в видоискателе три светодиода: красные плюс и минус, а посередине - зеленый кружок. Их роль обычна - указание отклонения от правильной и точной экспозиции. Заправка пленки старая, но надежная - в щель приемной катушки, обратная перемотка - рулеткой. Крепление оптики - байонет Contax/Yashica, в - качестве дополнительного приспособления существует переходное кольцо-адаптер на резьбу 42 мм (привод диафрагмы при этом теряется). Из вспомогательных средств фокусировки в видоискателе имеются горизонтальный клин, микрорастровое кольцо и, естественно, матовая поверхность, позволяющая наводить на резкость по любой своей точке. Питание экспонометра от двух часовых батареек - "таблеток" с ресурсом на один-два года, если не больше.
    Какое же создается впечатление, если поставить рядом Yashica и Soligor? Почти близнецы. Разница в конструкции байонета, у Soligorа есть также дополнительный синхроконтакт (кроме центрального в "горячем башмаке") - это удобно. Зато у Яшики в башмаке есть дополнительный контакт через который согласованные вспышки передают в видоискатель сигнал готовности. Правда ни этом согласование и завершается, естественно, можно использовать и любые другие вспышки с центральным синхроконтактом без передачи сигнала готовности в видоискатель.
    В остальном же, никак не дискредитируя Soligor, на мой взгляд, Yashica ощущается (именно не только выглядит, а прямо руками ощущается!) как более аккуратная, что ли. Мягко, без люфтов, работающий курок взвода, очень четная фиксация головки выдержек, более дискретное половинное нажатие спусковой кнопки, частично предотвращающее случайное включение экспозамера. Аккуратная внешняя отделка под кожу создает ощущение дорогой камеры. Все это субъективно, но как говорят, греет душу, да и на деле такая аккуратность выливается в высокую эксплуатационную надежность. Yashica - одна из самых редких гостей в авторизованной сервисной службе фирмы "Сивма".
    Недостатки камеры столь же традиционны, как и достоинства. Пластмассовый корпус, притом очень легкий, что оказывается помехой при длительных выдержках с рук, нет репетира диафрагмы, экспопоправка реализуется лишь на глазок по свечению одного или двух светодиодов сразу, нет общего выключателя питания. Но все это в общем мелочи, ведь такие замечания рождаются в сравнении подобных камер с более продвинутыми моделями. А ведь еще недавно они выглядели идеалом удобства и оперативности, да при небольшой привычке и сноровке они такими и остались.
    Камера испытывалась в комплекте с основным объективом Yashica ML 50 мм f/1,9 и автоматической вспышкой Yashica CS-220 Auto. Очень практичный комплект, хотя для рядового любителя возможно более целесообразно сразу приобрести зум 35-70мм, который не дороже стандартного объектива. Стандартный объектив оказался очень хорошим и по резкости и по цветопередаче. Кольцо дистанции очень плавное, кольцо диафрагм - четко фиксируемое. Вот только байонетное кольцо - пластмассовое и это представляется недостатком (на самой камере оно стальное). Впрочем вспомните, что на Яшику можно поставить и объективы Carl Zeiss для зеркалок Contax.
    Интересно, что камера может отрабатывать мультиэкспозицию, о чем умалчивает руководство по эксплуатации. Алгоритм следующий: нужно выбрать слабину пленки рулеткой обратной перемотки, сделать первую экспозицию, нажать на кнопку обратной перемотки, что на нижней панели камеры и, удерживая рулетку неподвижной, взвести затвор. После выполнения всех этих нехитрых операций пленка остается на месте, а затвор взводится для второй экспозиции. Эту операцию можно повторять несколько раз, однако, чем больше экспозиций - тем выше риск сместить пленку, поэтому кадр, следующий за мупьтиэкспонированным, лучше на всякий случаи пропустить.
    Вспышка CS-220 - простенький и экономичный автомат с отклоняемой вверх головкой и с одним рабочим значением диафрагмы для каждой чувствительности пленки от 100 до 1000 единиц ISO. Есть, конечно, ручной режим, а в автоматическом время зарядки не превышало 3с.
    Об этой вспышке, как и о многих других любительских вспышках не только фирмы Yashica, хотелось бы сделать практическое замечание. Они совершенно серебристы, то есть не имеют слегка желтоватого фильтра, который применяется, например, у вспышек Sunpak. Иногда, это становится минусом, особенно в автоматическом режиме с коротких дистанций - на слайдах вспышка начинает синить. Это хорошо видно по графику спектрального излучения вспышки без и с золотистым фильтром. Если такой эффект возникает, подобный фильтр (серия Kodak 81a) можно просто надеть на выходное окно вспышки.

Резюме.

    Вы хотите иметь надежную, работоспособную зимой и летом механическую камеру, без электронных сложностей, с хорошим резким объективом за разумную цену? Это вполне может быть Yashica FX-3 Super 2000 с одним из объективов Yashica ML. Но может быть вы хотите иметь роскошную оптику для высокохудожественных работ не затрачивая $2000 на корпус Contax? Купите ту же Яшику и поставьте на нее один из объективов Carl Zeiss, хотя бы стандартный Planar T* 50мм f/1,4. Это обойдется вам в 3-5 раз дешевле, а результат будет зависеть только от вас самих. Ведь и Contax сам не сделает за вас выставочного шедевра!