Семейство SLR камер CONTAX.

    Здесь должно было быть описание камер Contax, но что-то никак не складывалось у авторов написать что-то свое :(  Меж тем на глаза попался давний номер "Фотомагазина", с большой статьей о камерах Contax, и интересующиеся вполне могут почерпнуть в ней полезную информацию о последних выпускавшихся камерах этого славного семейства. Только следует учитывать, что на настоящий момент Kyocera полностью прекратила их выпуск. Зато вновь появилась дальномерная камера под маркой Zeiss Icon, но на нее лучше полюбоваться на сайте производителя: www.zeiss-icon.de


Журнал ФОТОМАГАЗИН 10(53)'2000.
info@photomagazin.ru


CONTAX - линейка, в которой нет любительских камер
Владимир САМАРИН

Зеркальные камеры Contax всегда стоят в магазинах несколько особняком. Достаточно крупные и увесистые, скромные по дизайну и нескромные по цене (причём совокупная цена камеры с набором оптики оставляет Кон-таксам единственного конкурента - Лейку) - на первый взгляд они способны отпугнуть покупателя. Однако со­четание слов Contax и Carl Zeiss заставляет биться чаще сердце любого человека, увлекающегося фотографией...

    Немного истории

    74 года назад, в 1926 г., в Германии произошло слияние ряда фирм, производивших фотоаппаратуру. Процесс слияния был инициирован компанией Carl Zeiss из Йены, а штаб-квартира вновь образованной компании Zeiss Ikon разместилась в Дрездене. В то время Германия была ослаблена тяжёлым экономическим кризисом, возникшим в результате поражения в Первой мировой войне, и многие компании стремились укрупниться, чтобы пережить трудные времена. Компания Zeiss Ikon сразу поставила себе цель - стать первой среди производителей фотооборудования и оптики.
    Мы не можем утверждать однозначно, что эта цель была или не была достигнута, но в тяжёлой конкурентной борьбе с Лейкой не­мецкие конструкторы добились впечатляющих успехов. Фотогра­фы старшего поколения до сих пор начинают перечислять торго­вые марки именно с Контакса и Лейки...
    Через семь лет после появления в продаже первой успешной узкоплёночной камеры Leica появился первый Contax I, ставший первой системной малоформатной камерой от Zeiss Ikon. Уже в нём были реализованы некоторые конструкторские идеи, отличавшие всю линейку Контаксов и их клонов от конкурирующей марки. Пре­жде всего, это было байонетное крепление объектива, позволявшее быструю смену оптики. Затвор с вертикально перемещающимися металлическими шторками отсекал выдержки до 1/1000 с. На Лейпцигской ярмарке 1936 г. был представлен Contax II, в котором дальномер был совмещён с видоискателем, а камера Contax III, в которую был встроен ещё и экспонометр, стала самой навороченной малоформатной камерой 1930-х гг. В конце 1936 г. Contax III с высокосветосильным объективом Sonnar 50 мм f/1,5 стоил около 700 рейхсмарок - около полутора месячных заработков квалифицированного врача...
    Оптика для Контаксов выпускалась йенским заводом Carl Zeiss. Уже в 1932 г. производилось шесть сменных объективов, а к 1940 г. их количество увеличилось до 17. К берлинской Олимпиаде 1936 г. был выпущен один из лучших предвоенных объективов - светосильный телевик Olympia-Sonnar 180 мм f/2,8. А за год до это­го было изобретено знаменитое цейссовское просветление Т, ставшее обязательным для всех послевоенных объективов.
    Вторая мировая война ослабила позиции Контакса на рынке. В силу разных, в том числе и политических, причин компания была вынуждена разделиться. Zeiss-lkon переехал в Штутгарт, Carl Zeiss был заново основан в Оберкохене. В Йене остался завод Carl Zeiss, Jena, однако связи между оказавшейся на территории ГДР исконной резиденцией фирмы и западногерманскими новообразованиями не было. Несмотря на все сложности, в 1950-1951 гг. мир увидел два модернизированных Контакса - модели IIа и IIIa, улучшенные, несколько уменьшенные и оснащённые синхроконтактом.
    После этого история торговой марки Contax вполне могла бы неблагополучно завершиться - силу набирали зеркальные камеры и новые имена... Дальномерные Контаксы, доведённые до возможного совершенства, но дорогие, сложные и весьма трудоёмкие в производстве, не могли составить им конкуренцию. Новые возможности, открытые перед фотографами зеркальными камерами, поставили Контакс (как, впрочем, и Лейку) на грань выживания.
    В 1974 г. случилось событие, открывшее новую эру в жизни этой торговой марки. Японская фирма "Керамика из Киото" (она же Kyoto Ceramics, а в сокращении - Куосега), приобретшая права на неё, представила на выставке Фотокина однообъективную зеркальную камеру Contax RTS - первый японский Contax. "Отцами" новинки были профессор Кацуико Сугая (электроника и механика), Фердинанд Александер Порше (дизайн) и Эрхард Глятцель из фирмы Carl Zeiss (естественно, оптика). Название RTS (Real Time System - система, работающая в режиме реального времени) было взято из компьютерной терминологии, чтобы подчеркнуть основные отличия новой камеры: совмещение и синхронизация по времени функций замера экспозиции, электромагнитного спуска, взвода затвора и моторной транспортировки плёнки. Ещё одним важным достоинством стала кратчайшая выдержка 1/2000 с.
    Высочайшие стандарты качества механики и электроники, отличная оптика Carl Zeiss (выпускающаяся теперь как в Германии, так и в Японии, но по-прежнему разрабатываемая немецкими конструкторами) вновь подняли марку Contax на вершину иерархической пирамиды. Имидж поддерживается новыми изобретениями и конструкторскими находками - одной из последних стала камера Contax AX - автофокусная модель для неавтофокусной оптики... Впрочем, о дне сегодняшнем - по порядку.

    Сегодня выпускаются зеркальные камеры Contax RTS III, RX, AX и Aria. Совсем недавно были сняты с производства модели ST и S2/S2b, их ещё можно купить новыми в фотомагазинах, и поэтому мы включили их в наш обзор.


    Contax RTS III изнутри. Обратите внимание на высочайшее качество отделки направляющих для плёнки, огромных размеров керамический прижимной столик с канавками системы вакуумного выравнивания плёнки и многороликовую систему транспортировки плёнки.

    Contax Aria - самая недорогая (примерно вчетверо дешевле выше­стоящей) камера в сегодняшней линейке зеркалок Contax имеет не менее тщательно обработанный фильмовый канал. Справа от окуля­ра видоискателя расположен переключатель типа замера экспози­ции, установленный в положение матричного замера.

    Особняком стоит Contax 645 - первое (и сразу - автофокусное) детище Куосега в области среднего формата. (Мы прекрасно помним о двухобъективных зеркалках Yashica, но здесь речь идёт о парке Contax. ) Однако обо всём рассказать невозможно, и эта камера ещё будет предметом отдельного разговора.

    И, наконец, на состоятельных ценителей рассчитаны камеры Contax T2 и Tvs III - это компакт-камеры класса "люкс", превосходящие по цене многие гораздо более насыщенные функциями зеркалки других марок... По большому счёту, они предназначены тем, кого, что называется, "положение обязывает" ездить на роллс-ройсах или хотя бы тюнинговых мерседесах... Или как записная книжка тем, кто фотографирует зеркалками Contax (это, впрочем, тоже люди небедные). Но о компакт-камерах мы тоже поговорим в другой раз...

    Зеркалки Contax относятся к группе камер, которые можно с достаточной степенью уверенности приобретать и бывшими в употреблении - их ресурс достаточно велик, они рассчитаны на годы и годы безотказной работы. Кроме того, фотограф независимо от о уровня и профессионализма всегда ищет качества, в первую очередь - качества картинки. И здесь слова "Carl Zeiss" приходят на ум одними из первых. С другой стороны, в "резьбовом" прошлом хорошую оптику делал не только Carl Zeiss, для камер Contax выпускается переходное кольцо для установки на камеры с байонетом Contax/Yashica объективов с резьбой М42, а, как показывает практика, высококачественная камера, позволяющая извлечь из оптики максимум заложенных в него возможностей, нередко неожиданно для фотографа повышает качество "картинок", сделанных испытанными старыми объективами, от которых, казалось бы, уже нельзя ожидать ничего нового (во многих случаях это справедливо для фототоваров made in USSR)...

    Потому. прежде чем приступить к описанию отдельных моделей, мы приведём небольшую табличку - перечень всех существующих зеркалок Contax - их не так уж и много.

Камера

Годы выпуска

Примечания

Contax RTS

1974-1981

Первая зеркалка Contax; электронно-механическая с возможностью моторизации. Приоритет диафрагмы, до 5 кадров/с с мотором W-6.

Contax 139 Quartz

1979-1981

Самая популярная зеркалка Contax. Приоритет диафрагмы, TTL-управление вспышкой (начиная с этой и во всех по­следующих моделях кроме S2); 2 кадра/с с вайндером 139.

Contax 137 MD

1980-1981

Первый Contax со встроенным вайндером. Приоритет диафрагмы; нет ручного ввода выдержки (и ручного режима); до 2 кадров/с.

Contax 137 МА

1982-1985

Модернизированная модель MD, дополненная возможно­стью ввода выдержек и ручным режимом.

Contax RTS II

1982-1989

Модернизированный к 50-летию торговой марки RTS. Приоритет диафрагмы, механическая выдержка 1/50 с; до 5 кад­ров/с с мотором W-6.

Contax 159 ММ

1984-1988

Первый Contax с режимом программной автоматики; до 3 кадров/с с вайндером W-7.

Соntах 167 МТ

1986-1997

Первая зеркалка с автоматической отработкой эксповилки; среди режимов появился приоритет выдержки; до 3 кадров/с.

Contax RTS III

С 1990 по наст. вр.

Впервые в камере использованы керамические детали и система вакуумного присасывания плёнки к прижимному столику.

Contax ST

1992 - 1999

Синтез RTS III и 167МТ.

Contax S2

1992-1999

К 60-летию марки - чисто механическая зеркалка.

Contax S2b

1993-1999

Вариант S2 с другим типом замера.

Contax RX

С 1994 по наст. вр.

Цифровой индикатор глубины резкости и точности фокусировки в видоискателе.

Contax AX

С 1996 по наст. вр.

Автофокусировка посредством перемещения плоскости плёнки внутри корпуса камеры.

Contax Aria

С 1998 по наст. вр.

Впервые на камерах Contax -матричный замер экспозиции.


Contax RTS III

    Эта камера уже десятилетие стоит на вершине пирамиды зеркальных Контаксов. Безусловно профессиональная модель (впрочем, как и абсолютное большинство всей продукции с маркой Contax), она стабильно получает высокие оценки на любых испытаниях. При этом её главное достоинство - не изобилие модных сегодня электронных накруток, а надёжность и точность прочного фотографического инструмента. Для максимально возможного повышения качества изображения, для извлечения всех достоинств цейссовской оптики в RTS III используются самые точные технологии, в которых компания Куосеrа является специалистом.
В камеру заложены практически все возможности и характеристики, действительно необходимые в профессиональной фотографической работе. Это лёгкий и прочный цельнометаллический корпус, причём наиболее ответственные его детали изготавливаются из титана. Это большой и светлый видоискатель со стопроцентным соответствием реальному кадру. Это кратчайшая выдержка 1/8000 с, выдержка синхронизации со вспышкой 1/250 с плюс TTL-управление согласованными вспышками Contax TLA. Естественно, никаких сюжетных программ съёмки, столь же естественно - все основные режимы экспонирования (полностью автоматическая программа, приоритеты выдержки и диафрагмы, ручной режим с замером экспозиции) со вспышкой или без неё.
    Однако главный отличительный признак этой камеры по-прежнему остаётся уникальным во всей малоформатной фотоаппаратуре. Речь идёт о специальной вакуумной системе присасывания плёнки в режиме реального времени (RTV - Real Time Vacuum) к прижимному столику, обеспечивающей её практически идеальную плоскостность. Эта конверсионная технология (заимствованная из технологий, используемых для аэрокосмической разведки) позволяет примерно в 10 раз уменьшить деформацию плёнки в пределах кадрового окна и за счёт этого повысить резкость, реализуя все возможности современных объективов. Это наиболее существенно при работе мощными телевиками и сверхсветосильной оптикой при открытых диафрагмах.
Система RTV уверенно действует даже при максимальной скорости протяжки плёнки (5 кадров/с). Особенно впечатляет, что плёнка должна остановиться в кадровом окне, присосаться к столику и выровняться, после чего кадр экспонируется, плёнка "отпускается", протягивается до следующего кадра... и цикл повторяется.
    Сам прижимной столик изготавливается из специальной неистираемой и почти равной по прочности алмазу сверхпрочной циркониевой керамики (различные виды керамики с уникальными характеристиками - один из "коньков" компании Куосеrа). Повышению качества изображения способствует и дополнительно усиленный байонетный узел крепления объектива к камере, гарантирующий совершенно стабильное крепление оптики и сохранение точности юстировки при край них изменениях температуры. Всё это вместе со специальной роликовой системой транспортировки плёнки гарантирует оптимальное качество изображения даже при серийной съёмке на максимальной скорости (до 5 кадров в секунду).

 

Contax ST

    Эта камера, недавно снятая с производства, - один из классических представителей семейства неавтофокусных электронно-механических камер профессионального уровня. Прочный металлический корпус, точный электронно-управляемый затвор, длинный керамический прижимной столик (но уже без системы вакуумного выравнивания) - вот основные черты модели ST.
    Следует сказать и о том, что внешне практически все зеркальные Контаксы очень похожи друг на друга, незначительно отличаясь количеством значений выдержек на соответствующем диске и некоторыми другими органами управления. Фотограф, освоивший, например, тот же ST, без особых усилий сможет работать и Арией, и RTS III. Отличия, заключающиеся в некоторых особых режимах вроде вакуумного выравнивания плёнки в RTS III или электронном дальномере RX (об этом ниже), конечно же, требуют тщательного изучения соответствующих разделов руководства по эксплуатации, но в большинстве случаев не влекут радикальных изменений в единожды выбранном дизайне. Современном, и в то же время классическом.

 

Contax RX

    Эта модель - первая попытка разработчиков "скрестить" классическую неавтофокусную электронную камеру Contax (и, конечно, оптику Carl Zeiss) с современными средствами облегчения фокусировки. Хотя автоматической фокусировки эта модель и не имеет, в конструкции имеется фокусировочный датчик и точность наводки на резкость индицируется в видоискателе. При этом развитая система индикаторов позволяет не только убедиться в точности (или неточности) фокусировки, но и оценить глубину резко изображаемого пространства (и это - не отрывая глаза от окуляра видоискателя!).
    Contax RX - не менее прочная и надёжная профессиональная камера, чем и другие "собратья по цеху". За счёт использования силиконового сплава корпус несколько облегчён (не в ущерб прочности), верхняя и нижняя панели корпуса изготовлены из латуни. Байонет камеры также имеет усиленную конструкцию, надёжно сохраняющую юстировку при колебаниях температуры.
    Сменные фокусировочные экраны, пользовательские функции, неперегруженность видоискателя информацией (причём дисплей видоискателя можно вообще отключить), широкий выбор дополнительных аксессуаров делают эту камеру одним из самых совершенных неавтофокусных автоматов, которые можно встретить сегодня в продаже.

 

Contax AX

    Эта камера произвела фурор своим появлением на рынке. Фактически в ней реализовалась заветная мечта многих фотографов, использующих  камеры Контакс и цейссовскую оптику об автофокусировке. В своё время представители Контакса рассказывали сотрудникам отдела техники ФМ не только о инженерно-технических, но и идеологических препятствиях к внедрению автофокусировки. 
    Судите сами. Если идти по стандартному пути (точнeе - по одному из двух стандартных путей), принятому другими производителями, выпускающими автофокусную фотоаппаратуру, нужно начинать выпуск новой линейки оптики, несовместимой (Canon, Minolta) или совместимой (Pentax, Nikon) с камерами прежних выпусков. Оптика прежних выпусков, в свою очередь, либо не совмещается с новыми камерами, либо имеет ограниченную совместимость (ряд автоматических функций, включая собственно автофокусировку, становится невозможным).
    Кроме того, обладатели дорогих линеек высококачественной цейссовской оптики, очевидно, весьма критически бы восприняли необходимость перехода на новую линейку оптики.
    Проблема была решена абсолютно неожиданно. Если нельзя автоматически фокусировать стоящий на своём месте неавтофокусный объектив Carl Zeiss, значит, автофокусной должна стать сама камера! Иными словами, вместо перемещения группы линз относительно плоскости плёнки можно делать наоборот - перемещать плоскость плёнки относительно объектива. Столь простое (на первый взгляд) решение повлекло необходимость заметно усложнить конструкцию камеры. Главное - что при возросшей сложности камера полностью удовлетворяет принятым для камер Contax критериям качества.
    Фактически под внешним корпусом камеры, достаточно объёмным, находится ещё один, меньший по размеру. В нём находятся призменный видоискатель, система транспортировки и выравнивания плёнки, кадровое окно. Перемещаются относительно друг друга внешний и внутренний корпусы идеально точно и идеально плавно на специально разработанных керамических подшипниках.
    Для фотографа, работавшего современными автофокусными камерами, ничего удивительного - те же режимы разовой и непрерывной следящей автофокусировки, только при фокусировке объектив остаётся абсолютно неподвижным. Интересно, что такое решение дало ещё один эффект - заметное расширение макровозможностей оптики. Фактически конструкция камеры позволяет отодвинуть плёнку примерно на целый сантиметр дальше от объектива (сам объектив при этом выводится из положения бесконечности, в котором он обычно пребывает на этой камере).
    В остальном АХ - профессиональная зеркальная камера со всеми характеристиками, присущими таковым вообще и зеркалкам Контакс в частности.

 

Contax Aria

    Aria - первая зеркальная камера Контакс, получившая не традиционное буквенно-цифровое обозначение, а имя собственное. На ней же впервые (среди камер Contax) реализован матричный замер экспозиции. И она же имеет все шансы стать первой камерой, открывающей фотографу целый отдельный мир съёмки камерами Contax и оптикой Carl Zeiss. Среди камер Contax она является моделью entry-level, несколько облегчённой (благодаря использованию искусственных материалов в корпусе) и недорогой. Увы, недорогой она является всё-таки только среди камер Contax - без малого 700 долларов США (цена корпуса) эквивалентны целому ряду гораздо более привлекательных и раскрученных на рынке автофокусных зеркалок других производителей, и всё-таки это примерно вчетверо меньше цены топ-модели -RTS III.
    При этом по функциональному набору (и по дизайну) Aria практически ничем не отличается от других Контаксов - те же режимы экспонирования, такое же TTL-согласование с системными вспышками Contax TLA. Сменная многофункциональная датирующая крышка D-9 позволяет впечатывать служебную информацию (значения выдержки и диафрагмы, дату либо условный буквенно-цифровой код) в межкадровое пространство или на первые два кадра плёнки, причём в последнем случае эти сведения дополняются датами зарядки и обратной перемотки плёнки.

 

Contax S2 / S2b

    Эта камера - классический образец чистой "механики", появившийся в своём первом варианте к 60-летию торговой марки Contax. Базовая модель - S2 - оснащена TTL-экспонометром с точечным замером экспозиции, немного позже появился вариант S2b с центровзвешенным замером. Плюсы, как известно, есть и у одного, и у другого способов экспоизмерения, но фотограф в данном случае лишён права выбора.
    Впрочем, для чисто механической камеры встроенный экспонометр является устройством, исключительно рекомендующим экспозицию, но никак не навязывающим её. Работу с экспонометром облегчает индикатор выдержек в видоискателе: он указывает не только выбранную диском выдержку, но и выдержку, рекомендуемую экспонометром при данной диафрагме.
    Идея механической камеры нашла в S2 своё абсолютное воплощение: конструкторы принципиально не предусмотрели возможность "моторизации" камеры с помощью дополнительных вайндеров или моторов, поэтому скорость съёмки зависит исключительно от сноровки фотографа и, в частности, ловкости его правой руки. Согласитесь, что это не всегда удобно.
    Тем не менее вызывает искреннее сожаление тот факт, что производство этой камеры недавно прекращено. Скорее всего нас ждёт появление новой, более совершенной модели (впрочем, для механической зеркалки S2 достаточно близок к совершенству; вероятно, будет предусмотрена возможность моторизации). В то, что компания Куосега навсегда лишит фотографов неприхотливой, предельно надёжной и простой модели, работоспособность которой практически не зависит от источников питания, просто не верится...

 

Carl Zeiss

    Для камер Contax в настоящее время выпускаетcя около трёх десятков объективов, преимущетвенно с постоянным фокусным расстоянием льку идеология производителя требует максимально высокого качества изображения, что редко сочетается с переменным фокусным расстоянием). Зум-объективы также производятся, но (по тем же соображениям оптического качества) выбор их заметно уже, чем у производителей современных массовых фотографических систем.
    Среди объективов встречаются знакомые, почти былинные названия - Дистагоны, Тессары, Планары, Зоннары... Диапазон охватываемых линейкой оптики фокусных расстояний - от 15 до зеркального 1000 мм. Есть фиш-ай F-Distagon T* 16 мм f/2,8, есть шифт-объектив PC-Distagon T* 35 мм f/2,8, есть три макрообъектива и телеконвертеры Mutar 1,4х и 2х.
    Зум-объективы Vario-Sonnar T* настолько немногочисленны, что их не грех и перечислить: 28-70 мм f/3,5-4,5, 28-85 мм f/3,3-4, 35-70 мм f/3,4, 35-135 мм f/3,3-4,5, 80-200 мм f/4 и 100-300 мм f/4,5-5,6. Первый из них, появившийся одновременно с Арией, также является наиболее доступным по цене (впрочем, примечание, сделанное в этом месте к камере Aria, увы, уместно и здесь), немного недотягивая до $800, что, впрочем, в два раза меньше, чем следующий по списку 28-85 мм.
    Все выпускаемые объективы имеют многослойное просветление, обозначаемое литерой Т*. Объективы типа ММ - более поздняя модификация, они рассчитаны на полноценное использование с многорежимными электронными камерами, однако выпускаются и несколько объективов типа АЕ, с которыми возможны только режимы приоритета диафрагмы и ручной.
    Помимо макрообъективов выпускается достаточно широкий выбор аксессуаров для макросъёмки - удлинительные кольца и мех, предметный столик, фокусировочный монорельс, оборачивающее кольцо, угловой видоискатель и двукратная лупа для увеличения изображения в видоискателе. Есть устройство для копирования слайдов. Существует даже специальный адаптер, который позволяет ставить на камеры Contax объективы Carl Zeiss, выпускаемые для среднеформатных камер Hasselblad.

Вспышки

    Oсновной согласованной вспышкой для Контаксов является TLA 360. Это мощная "двуглазая" вспышка с TTL-управлением и максимальным ведущим числом 36 (для плёнки 100 ISO). Подъёмно-поворотная головка с основным излучателем, угол освечивания для объективов от 24 до 85 мм (изменяется мотором), стробоскопический режим, регулируемая (от полной до 1/16) мощность в ручном режиме, шесть значений рабочих диафрагм для автоматики без TTL-управления, большой жидкокристаллический дисплей, на котором указывается вся необходимая в работе информация - убедительный набор характеристик, свидетельствующий о профессиональной ориентации вспышки. 
    Дополнительно выпускается выносной блок питания PS-220, позволяющий не только увеличить количество вспышек, но и на треть сократить время перезарядки.
Облегчённым вариантом является вспышка TLA 280 тоже "двуглазая", но не имеющая режима обычной автоматики без TTL-управления. Её максимальное ведущее число 28, основной излучатель (освечивание от 28 до 85 мм, ручной зум) может только подниматься перпендикулярно вверх, но не вращается в горизонтальной плоскости.
    Существует также ещё более "слабая" модель TLA 200, но она предназначена в первую очередь для использования с дальномерными Контаксами G1 и G2, хотя и полностью согласуется с электронными зеркалками. (Кстати, вспышки TLA 360 и TLA 280 работают с дальномерными Контаксами также без всяких ограничений.)

 

Заключение

    Kак вы могли убедиться самостоятельно, система зеркальных камер Contax - самая разнообразная по количеству предлагаемых камер, исключительно профессиональная 35-мм система. Она мало пригодна для того, чтобы ВХОДИТЬ в фотографию: она рассчитана на умудрённых опытом фотографов (неважно, профессионалов или любителей), для которых СРЕДСТВО является одним из важнейших, если не самым важным этапом на пути к достижению ЦЕЛИ - идеальной фотографии. На тех, кто с изрядной долей скепсиса относится к известной фразе Брессона о том, что хорошую фотографию можно сделать даже консервной банкой. Вообще, с этим никто не спорит, но хорошей камерой (с хорошей оптикой) хорошую фотографию сделать гораздо проще...
    И если ваши средства позволят вам купить камеру Contax и хотя бы один объектив Carl Zeiss - вам не захочется расставаться с ними. К тому же, перефразируя пословицу, в данном случае нередко "место красит объектив" - благодаря единому байонету на камеру Contax можно поставить несравнимо более дешёвый объектив Yashica (а с соответствующим адаптером - практически любой объектив с резьбой М42; причём с камерой АХ комплект всё равно останется автофокусным!) и начинать всесторонне осваивать камеру. Мы знаем таких людей.
    На их месте можете (сможете!) оказаться и вы.

 

Однообъективные зеркальные 35-мм камеры Contax

 

 ARIA

RX

АХ

RTS III

ST

S2 / S2b

Тип

Полупроф. ООЗК

Проф. ООЗК

Проф. АФ ООЗК

Проф. ООЗК

Проф. ООЗК

Механическая ООЗК

Объективы

Contax/Yashica MM

Contax/Yashica MM

Contax/Yashica MM

Contax/Yashica MM

Contax/Yashica MM

Contax/Yashica

Видоискатель*

95% кадра, ув.0,82х

95% кадра, ув.0,8х; 
настройка по зрению

95% кадра, ув.0,7х; 
настройка по зрению

100% кадра, ув 0,74х;
настройка по зрению

95% кадра, ув.0,8х;
настройка по зрению

95% кадра, ув.0,82х

Фокусировочный экран

Сменные фокусировочные экраны; стандартный FU-4, горизонтальные клинья Додена и микропризменное кольцо

Сменные фокусировочные экраны; стандартный FW-1, горизонтальные клинья Додена и микропризменное кольцо

Сменные фокусировочные экраны; стандартный FW-1, горизонтальные клинья Додена и микропризменное кольцо

Сменные фокусировочные экраны; стандартный FV-1, горизонтальные клинья Додена и микропризменное кольцо

Сменные фокусировочные экраны; стандартный FW-1, горизонтальные клинья Додена и микропризменное кольцо

Сменные фокусировочные экраны; стандартный FU-4, горизонтальные клинья Додена и микропризменное кольцо

Фокусировка

Ручная

Ручная по индикатору 
точного фокуса 
в видоискателе

Автоматическая перемещением плоскости плёнки, разовая или непрерывная предиктивная; ручная; макрорежим 
(ручная фокусировка)

Ручная

Ручная

Ручная

Датчики АФ

1 (--)

 

Чувствительность АФ, EV**

2 - 20****

Нет данных

 

Экспозамер

Матричный (5 сегментов), центровзвешенный, точечный

Центровзвешенный, 
точечный

Центровзвешенный,
точечный

Центровзвешенный,
точечный

Центровзвешенный,
точечный

S2 - точечный

S2b - центровзвешенный

Чувствительность экспонометра, EV**

2-20

Центровзвешенный 1 -20; точечный 5-20

Центровзвешенный 0 - 21; точечный 3-21

Центровзвешенный 0 - 21; точечный 3-21

Центровзвешенный 0 - 20; точечный 4-20

S2: 0-20; 
S
2b: 2-20

Программы и режимы экспонирования

УП, ПВ, ПД, Р

УП, ПВ, ПД, Р

УП, ПВ, ПД, Р

УП, ПВ, ПД, Р

УП, ПВ, ПД, Р

P

Экспокоррекция

+/-2 ступени, 
шаг 1/2 ступени

+/-2 ступени, 
шаг 1/2 ступени

+/-2 ступени, 
шаг 1/2 ступени

+/-2 ступени, 
шаг 1/2 ступени

+/-2 ступени, 
шаг 1/2 ступени

Эксповилка

3 кадра, 
вариация 1/2 или 1 ступень

3 кадра, 
вариация 1/2 или 1 ступень

3 кадра, 
вариация 1/2 или 1 ступень

3 кадра, 
вариация 1/2 или 1 ступень

3 кадра, 
вариация 1/2 или 1 ступень

Мультиэкспозиция

Неограниченная

Неограниченная

Неограниченная

Неограниченная

Неограниченная

Неограниченная

Диапазон выдержек

УП, ПД: 1/4000-16 с; 
ПВ: 1/4000-4 с; 
Р: 1/4000-4 с, В, X

УП, ПД: 1/4000-16 с; 
ПВ: 1/4000-4 с; 
Р: 1/4000-4 с, В, X

УП, ПД: 1/6000-32 с; 
ПВ: 1/4000-4 с; 
Р: 1/4000-4 с, В, X

УП, ПД: 1/8000-32 с;

ПВ, Р: 1/8000 - 4 с, В, X (1/125, 1/250)

УП, ПД: 1/6000-16 с;
 ПВ: 1/4000-1 с;
 Р: 1/4000-1 с, В, X

1/4000-1 с, В

Выдержка синхронизации, с

1/125

1/125

1/200

1/250

1/200

1/250

Согласование со вспышками

TTL-управление 
вспышками TLA

TTL-управление 
вспышками TLA
отдельный синхроконтакт

TTL-управление 
вспышками TLA

TTL-управление 
вспышками TLA
отдельный синхроконтакт

TTL-управление 
вспышками TLA
отдельный синхроконтакт

Простое согласование (передача готовности); отдельный синхроконтакт

Протяжка плёнки

Покадровая и серийная
до 3 кадров/с

Покадровая и серийная 
до 3 кадров/с

Покадровая и серийная 
до 5 кадров/с

Покадровая, 
серийная 3 кадра/с,
серийная скоростная
 5 кадров/с

Покадровая и серийная 
до 3 кадров/с

Ручная курковая

Автоспуск

Электронный, задержка 10 с; отключаемый

Электронный, задержка 10 с; отключаемый

Электронный, задержка 10 с; отключаемый

Электронный, задержка 10 с; отключаемый

Электронный, задержка 10 с; отключаемый

Механический, задержка 10 с

Обратная перемотка плёнки

Автоматическая; возможна принудительная

Автоматическая; возможна принудительная

Автоматическая; возможна принудительная

Автоматическая; возможна принудительная

Автоматическая; возможна принудительная

Ручная рулеткой

Репетир диафрагмы

+

+

+

+

+

+

Информация на дисплее

Счётчик кадров, светочувствительность плёнки, состояние батарей, мультиэкспозиция, пользовательская функция, таймер свободной выдержки, режим протяжки плёнки

Счётчик кадров, светочувствительность плёнки, состояние батарей, мультиэкспозиция, пользовательская функция

Светочувствительность плёнки, мультиэкспозиция, счётчик кадров, состояние батарей

Счётчик кадров, состояние батарей, таймер свободной выдержки, таймер автоспуска, эксповилка

Счётчик кадров, светочувствительность плёнки, таймер автоспуска, таймер свободной выдержки, режим протяжки плёнки, состояние батарей

 

Информация в видоискателе

Выдержка, диафрагма, тип замера, аналоговая шкала, экспокоррекция, готовность вспышки, счётчик кадров

Счётчик кадров, тип замера, экспокоррекция, готовность вспышки, диафрагма, выдержка, индикатор фокуса и глубины резкости

Диафрагма, выдержка, готовность вспышки, экспокоррекция, счётчик кадров, точный фокус, шкала фокусировки

Диафрагма, выдержка, счётчик кадров, эксповилка, готовность вспышки, предвспышка, режим экспонирования, экспокоррекция, тип замера

Выдержка, диафрагма, эксповилка, тип замера, готовность вспышки, режим экспонирования, экспокоррекция

Готовность вспышки, выдержка, недо/передержка

Чувствительность плёнки

25 - 5000 ISO по DX-коду, 
16 - 6400 ISO вручную

25 - 5000 ISO по DX-коду, 
6 - 6400 ISO вручную

25 - 5000 ISO по DX-коду, 
6 - 6400 ISO вручную

25 - 5000 ISO по DX-коду, 
6 - 6400 ISO вручную

25 - 5000 ISO по DX-коду, 
6 - 6400 ISO вручную

12 - 6400 ISO (ручной ввод)

Источник питания

2xCR2

1х2CR5

1х2CR5

1х2CR5 или 6 х АА

AAA (щелочные или никель-кадмиевые)

LR44 или SR44

Прочее

5 пользовательских функций

9 пользовательских функций

8 пользовательских функций на прижимном столике

Вакуумное выравнивание плёнки

 

 

Дополнительные аксессуары

Футляр С-6, многофункциональная датирующая крышка D-9, окулярные линзы FL
3 сменных фокусировочных экрана FU

Футляр С-4, 4 сменных экрана FW, блок питания Р-8, окулярные линзы FL

Блок питания Р-8, многофункциональная датирующая крышка D-9; 
4 сменных фокусировочных экрана FW

Футляр С-1; 4 сменных фокусировочных экрана FV; окулярные линзы FM

Футляр С-2, 4 сменных фокусировочных экрана FW, окулярные линзы FM

Футляр С-3, 3 сменных фокусировочных экрана FU

Размеры, мм (ШхВхГ)

137x92,5x53,5

151x104,5x59

162x123,5x72

156x121x66

151,5x97,5x55

134,5x89x51

Вес, г***

460

810

1080

1150

800

565

Цена. $

690

1610

1960

2900

1020

900 / 950


* Объектив 50 мм, сфокусированный на бесконечность

**100 ISO, f/1,4

*** Без объектива и батарей

**** Чувствительность датчика фокусировки (автофокусировки камера не имеет)

ПВ - приоритет выдержки (автоматический подбор диафрагмы)

ПД - приоритет диафрагмы (автоматический подбор выдержки)

Р - ручной режим (ручной выбор выдержки и диафрагмы)

УП - универсальная программа

 

 

    Дополнительную информацию можно найти на англоязычных сайтах:

Luca de Alfaro Contax Aria Review
Contax Website Kyocera's brand new website dedicated to Contax.
Hungarian Contax site Lists only the current stuff. Has a (complete ?) list of Zeiss lenses including pictures.
Tim Roger's homepage Reviews of Contax bodies.
Steve Cary's homepage A wealth of Contax information, with pages for probably everything Contax ever produced (since 1975, that is). More or less what I'd like to do for Yashica, if I have the time :-)